ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

CЕРГЕЙ САРЫЧЕВ:

«В РОССИИ ДЛЯ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

НУЖНА ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

 

В нашем недавнем интервью с легендарным лидером группы «Альфа» Сергеем Сарычевым тема авторских прав не была затронута умышленно. Ибо на эту тему предполагался отдельный разговор, так как российский музыкант, проживший в Америке почти двадцать лет, мог много чего интересного рассказать об этом. И вот на днях с Сергеем состоялась очередная беседа – как раз на тему авторских прав в Америке и России. В результате чего и получилось это интервью.

 

- Сергей, обсуждая проблему авторских прав, создается впечатление, что в Америке с этим уже все давно обстоит благополучно. Это так?

- Вообще, проблемы по авторским правам существовали и существуют во всех странах мира. Люди часто присваивают себе чужие произведения, из-за чего бывает много спорных судов, Например, не так давно был случай, когда какие-то ребята, кажется, из Филадельфии, написали песни для Бритни Спирс и послали их ей. Песни Бритни понравились, и они вышли у нее на пластинке. Но эти ребята просто обалдели, когда увидели на диске не свои имена, а какие-то шведские фамилии. Скандал был большой, разумеется, и суд был… Вообще, песни воруют друг у друга очень часто, и подобные проблемы возникают у многих артистов. Люди, которые при больших деньгах, считают, что если они что-то себе присвоят, то их адвокаты сделают все, чтобы они не сели в тюрьму. Ну, подумаешь, своровали, украли! Господи, в крайнем случае, откупимся парой миллионов, и они заткнутся. Хотя при этом те, кто украл, сами зарабатывают на этих песнях денег намного больше. Плюс имя, конечно же.

 

- Поскольку тема авторских прав, как я понял, вас волнует очень сильно, значит, и вы тоже когда-то от этого пострадали. Так?

- От этого в разное время пострадали многие композиторы. И еще многие будут страдать. Важно же не только принимать соответствующие законы, но и обеспечить их реальное исполнение. Поскольку соответствующая статья в Уголовном кодексе есть, за ее исполнением должны следить силовые структуры. В Америке за авторскими правами следит компания FBI Anti-Piracy Warrant. И если кто-либо незаконно скопировал на DVD фильм, его либо оштрафуют на 250 000 долларов, либо посадят в тюрьму на пять лет. Если в каком-то магазине обнаружат «левый» продукт без лицензии на продажу, то офис сразу арестовывается до суда, и его хозяевам зачастую приходится продавать свой бизнес, чтобы выплатить этот огромный штраф. Поэтому в Америке никто не хочет с этим связываться. Почему FBI Anti-Piracy Warrant все слушаются? Потому что это вооруженная организация. Вот так решаются проблемы по авторским правам в Америке.

 

- Сергей, в России вы не были почти двадцать лет. В курсе ли вы, как сегодня обстоят дела у нас?

- Слава Богу, в России сегодня все узаконивается. Это уже не 1991 год, когда во всём был страшнейший развал, когда старая система уже не работала, а новая еще не работала. Тогда всё приходилось строить по-новому. И организация ВААП, которая позже переименовалась в РАО, еще работала по старинке. Но денег тогда она практически не зарабатывала, потому что никто никаких денег не платил. Тогда авторские права существовали только на бумаге, люди не боялись судов. Люди ведь чего боятся? Когда к ним приезжают «тяжелые» силовики в масках, кладут всех на пол и арестовывают нелегальную продукцию. Но с дисками же этого никто не делал. Ну, приезжала пара милиционеров, устраивалась облава в киосках, но дальше все равно все продолжалось по-старому... Сегодня в РАО имеются точно такие же документы, как, например, в американском ASCAP. Сегодня РАО отслеживает права американских авторов и производит за них отчисления в ASCAP, а ASCAP в свою очередь отслеживает исполнения произведений русских авторов в Америке и выплачивает за них отчисления в РАО. И наше государство курирует РАО, дает большие деньги за то, что авторские права охранялись и соблюдались в правильной мере. Почему? Авторские права распространяются ведь не только на музыку, литературу и другие виды искусства, но еще и на научные, медицинские и технологические разработки. И если за этим не следить, ученые будут думать: «Ради чего мне десятилетиями корпеть за какими-то изобретениями или разработками, делать сложные лабораторные анализы? Чтобы потом их кто-то у меня украл и выдал за своё? А жена в это время меня будет пилить: «Ну, что ты все время просиживаешь за компьютером? Сходил бы лучше на станцию вагоны поразгружал, денег бы домой принес». В Америке же любая идея регистрируется, там за идею хорошо платят. А деньги под идею – это уже другая тема. Тебе за твою идею банки могут дать денег. Приходишь в банк и говоришь: «Мне за эту идею нужно двадцать миллионов долларов». Там тебе говорят: «Нет проблем! Но сначала сходи в отдел по маркетингу, там тебе специалисты вычислят ценность твоей идеи. Может твоя идея стоит всего десять миллионов, и тогда двадцать мы уже никак не дадим». Вот так все работает сегодня в Америке.

 

- Вернемся к шоу-бизнесу. Какие вы видите сегодня главные проблемы по авторским правам в России?

- Основная проблема – отсутствие силовой структуры, которая смогла бы реально охранять авторские права. Пока в России не появится организации наподобие американской FBI Anti-Piracy Warrant, не получится ничего! Нужно серьезная военная организация, которая будет являться исполнительной силовой структурой. Ведь когда грузовик везет товар без накладных, как поступает наша милиция? Они же не церемонятся. Грузовик в сторону – и начинают разбираться. А с музыкой никто с автоматами не разбирается. В крайнем случае, в киоске спросят документы, продавец предъявит лицензию РАО на продажу двух тысяч пластинок. А сколько они продадут на самом деле – две тысячи или двадцать тысяч – проконтролировать никто не может. Налоги скрываются, государство денег не получает.

 

- Да, но сегодня продажи компакт-дисков сильно упали.

- Еще раз объясняю: это из-за пиратства. Вот смотрите? Давайте вернемся в 70-80-е годы. Тогда и время было другое, и люди другие, и экономика другая, и компьютерных технологий не было. Фирма «Мелодия» выпускала огромные тиражи пластинок. У пластинки Тухманова «По волне моей памяти» был тираж четыре миллиона! У фирмы «Мелодия» магазины были в каждых городах, их было больше тысячи. Деньги с продаж куда шли? Не в чьи-то карманы, а государству и министерству культуры. А министерство культуры тратило эти деньги на строительство новых музыкальных училищ и консерваторий. Сейчас же государству от продаж дисков толку нет вообще никакого, потому что эти деньги оседают в чьих-то карманах. Мы сегодня не можем послать в другие страны артиста зарабатывать валюту, как когда-то со всего мира зарабатывала ее для своей страны шведская группа ABBA. И в Германии их группа Rammstein, поющая на родном немецком языке, зарабатывает деньги со всего мира. А у нас таких исполнителей нет, потому что мы этим бизнесом не занимаемся. Серьезный бизнес требует финансовых вложений и такой же финансовой отдачи, только тогда и будет все на высоком профессиональном уровне. А у нас люди рассуждают так: «Зачем нам идти в музыку, если там нет денег, если там воруются наши песни?» Потому что не работает авторское право. В Америке – это целая индустрия. Музыка и кино и являются очень большим сектором американской экономики, и Америка без шоу-бизнеса обойтись не может никак.

 

- Получается, что у нас артистам невыгодно заниматься шоу-бизнесом, потому что есть пиратство, которое должно пресекать государство. А государству не выгодно заниматься шоу-бизнесом, потому что оно ничего с него не получает. Где же следует разорвать этот замкнутый круг?

- Пиратство – это воровство. Пираты не отчитываются перед государством и не платят ему налогов. Если все будут скрывать свои налоги, то на какие деньги президент будет содержать армию, милицию, пожарных, медицину?

 

- Логично, если сначала наше правительство выделит бюджет, с помощью которого оно всё в шоу-бизнесе наладит. А уже потом будет получать с шоу-бизнеса деньги.

- А государство уже выделяло достаточное количество денег для РАО, чтобы те во всем разобрались.

 

- Ну и как, разобрались?

- Да. Сегодня выплачиваются деньги не только живым авторам, но и наследникам тех, кого уже нет в живых. Но всех проблем это все равно не решило.

 

- А что вы думаете насчет платных ротаций песен на нашем телевидении и радио?

- Смотрите, что здесь получается. В России русской музыки покупают намного больше, чем зарубежной. И во Франции американскую музыку слушают мало. И в Китае тоже американскую музыку мало кто слушает. Это очень хорошо, когда каждая страна живет своей культурой. Но у меня всегда возникает вопрос: «Почему на нашем русском телевидении мы крутим американцев и англичан как лучшее, а значит, бесплатно, а наших новых исполнителей мы всегда крутим за деньги? Где вы видели, чтобы в Америке американцев крутили за деньги, а русских показывали бесплатно как эталон? За что мы американцев навязываем русским людям бесплатно, а своих показываем за деньги?»

 

- Ответ, наверное, таков. Человек держит частный телеканал, чтобы делать на этом свой бизнес. Западными звездами он телезрителей к своему телеканалу привлекает, исправно отчисляя им за это авторские гонорары, а на наших, взимая с них за эфиры деньги, зарабатывает. Он же не сможет брать деньги за показ клипа, например, Пола Маккартни. А повышение культурного уровня своей родной страны в его цели просто не входит.

- Значит, Пол Маккартни свои деньги получил, а русские наоборот свои деньги принесли? Ха-ха-ха.

 

- Я слышал, что сегодня некоторые телеканалы крутят песни наших артистов официально на правах рекламы.

- В Америке вы ни на одной радиостанции не имеете права дать денег, вас за это посадят. Это считается взяткой. Вот ролик про «Кока-колу», в котором поет какой-нибудь певец, которому заплатила «Кока-кола», - это законная реклама. Возможен также короткий рекламный ролик какого-нибудь музыканта с текстом наподобие «с завтрашнего дня мой новый альбом уже в продаже». Но чтобы пропагандировать свой талант, приносить свою песню на музыкальную станцию и при этом платить за ее прокрутку, - это ни в какие рамки не лезет! Это позор! И за это посадят и артиста, и того, кто держит такую радиостанцию. Да, однажды в Америке был такой случай, когда одна группа присылала на радиостанцию свои диски, в которые были вложены пакетики с кокаином. И сотрудники радиостанции, когда получали с дисками кокаин, крутили у себя эту группу с утра до вечера. Но их все равно поймали и посадили с тюрьму. Единственной причиной отказа может быть отговорка типа «вы знаете, у нас сейчас очень много других артистов, все не вмещаются». А на самом деле это будет означать лишь то, что исполнитель принес слишком слабую песню, и она на радио не понравилась.

 

- И сегодня в Америке нет никаких лазеек для попадания на радио?

- Был случай, когда жена одного кантри-певца работала редактором на радио и, естественно, своего мужа она крутила чаще других. Связи в шоу-бизнесе ведь всегда очень важны. Еще бывает, когда радиодиджей просто фанатеет от определенного артиста, и он будет крутить его музыку чаще остальных. И такое тоже бывает. А вот проплачивают ли эфиры своим артистам такие крупные компании, как Sony или Universal, мы можем только догадываться. Да, рекорд-компании могут с радиостанциями как-то договориться. Но ни в коем случае это не должна быть прямая взятка артиста, который бегает со своей фонограммой и не знает, кому дать денег. И на всех радиостанциях ему охотно объявляют самые разные суммы. Другими словами, российский шоу-бизнес устроен в очень уродливой форме. Коррупция и взятки не дают возможности России выдвинуться вперед. Мы должны закрыть коррупцию! Бизнес должен быть легальным, прозрачным. И еще надо ликвидировать монополию. У нас же на телевидении самая настоящая монополия! И именно она не дает возможности нормально развиваться нашему шоу-бизнесу. А ведь Россия всегда была богата талантами. В нашей стране могла бы быть огромная музыкальная индустрия. Смотрите, произведения русских композиторов, творивших не только до революции, но и после, звучат во всем мире. И эстрада наша не может быть слабой. Но у нас платят за эфиры именно те, кто самый бездарный. Они платят за свою бездарность! Способным же ребятам просто стыдно ходить и предлагать свой талант, да еще деньги за него платить. Талантливым артистам стыдно участвовать в этом позорном забеге под названием «российский шоу-бизнес». Ведь не секрет, что музыкальные редакторы телевидения являются очень богатыми людьми. А это нужно срочно прекращать!

 

- Сегодня в России самые рейтинговые телеканалы – государственные. При этом все знают, что их редакторы обогащаются за счет взяток и поборов с артистов. Так почему же первые лица государства держат таких редакторов чуть ли не десятилетиями? Почему не выгоняют их?

- Ну, поменяют шило на мыло, и что изменится? Государственный закон об авторском праве не имеет силовых структур. У него нет силовой защиты, какая есть у FBI Anti-Piracy Warrant в Америке. Ведь единственное, чего боятся люди, - это оружия.

 

- Так что же нам все-таки делать с этими музыкальными редакторами?

- Статью за взятку, как я понимаю, никто же не отменял. А взятки существуют, потому что артисты не выдают этих людей. Почему? Да потому что в таком случае многие из них тогда не попадут на телевидение вообще, и они как артисты тогда просто исчезнут. Если ты в «ящике», ты звезда, а если тебя в «ящике» нет, ты вообще никто. В этом тоже проблема. Поэтому артисты и пользуются «платным ящиком», но такой «ящик» не дает никакой экономической прибыли стране. Смотрите. Артист выступил на корпоративе, заработал денег, скрыл налоги, – корпоратив же никак не проконтролируешь. Потом артист дал взятку на телевидении. И получается, что артист не дает государству никакого дохода. И с продаж дисков государство тоже ничего не имеет. И министерству культуры просто неоткуда взять денег. Ему не на что построить новые музыкальные школы и консерватории. Вот чтобы прекратить этот бардак, нужна официальная силовая структура. Для начала нужно организовать специальный отдел хотя бы в Москве, потом все распространится и на другие города. И вот когда наведется порядок, тогда мы снова можем продавать пластинки миллионными тиражами, а не тысячными как сейчас. Талантливых исполнителей в России очень много. При этом все, включая государство, смогут нормально зарабатывать. Если мы хотим построить демократическое общество, вступить в ВТО, мы обязаны охранять нашу интеллектуальную собственность. У нас самая умная, самая начитанная нация. Наш народ и музыкально очень талантливый, и технически образованный, другой такой страны в мире не найдешь! Но самое главное – надо остановить воровство. Воровство должно быть остановлено не только в авторских правах, а везде. Иначе для нас это страшная погибель. В Китае удалось остановить воровство только карательными методами, и теперь там все четко работает. Воровство – это самый страшный бич нашей страны. Каждый человек должен наконец-то уяснить, что нельзя брать чужого. Раньше ведь такого у нас не было. Мы протягивали руку помощи любому, при этом деньги никакой роли не играли вообще. Вот когда общество начнет снова жить так же, тогда наша страна заживет хорошо. А пока мы будем смотреть только в свой карман и жить по принципу «моя хата с краю», у нас не получится ничего. Мы не построим ни демократического общества, ни высокоразвитого государства.

 

- Сергей, скажите, если бы ответственную должность для наведения порядка в России предложили лично вам, вы бы согласились или отказались?

- Ммм… Наверное, согласился бы. Но для этого одного меня мало, нужна, конечно же, целая команда.

 

 

Николай ФАНДЕЕВ

(с) 2011, www.sergeysarychev.com

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА