ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

CЕРГЕЙ САРЫЧЕВ:

«Я ВСЕГДА ОЩУЩАЛ И ОЩУЩАЮ СЕБЯ РУССКИМ»

 Сергей Сарычев является одним из самых легендарных и в то же время одним из самых таинственных рок-музыкантов нашей страны. В 80-е годы его группа «Альфа» была в России невероятно популярна. Песни Сарычева «Гуляка», «Я сделан из такого вещества», «Звезды нам светят в ночи», «Зеркало-река», «Цунами», «Театр», «Икар», а также «круизовский» «Волчок» звучали тогда буквально «из каждого утюга». Причинами столь огромной популярности «Альфы» были, конечно же, незаурядный композиторский талант Сергея, а также редкий для рокеров искренний и проникновенный голос, в котором так много русского!.. Сергей почти не дает журналистам интервью, но недавно у нас все же появилась возможность пообщаться с ним…

 

- Сергей, расскажите, как вы вообще пришли в музыку?

- В музыку я пришел еще в детстве. Несмотря на то, что отец мой был сталеваром, а мама – официанткой, они очень любили музыку. Папа играл на баяне, мама – на гитаре. Но все равно они были рабочим классом, профессионально музыкой не занимались. Мама уходила на работу в десять часов утра и домой возвращалась в три ночи. Папа тоже работал много, в две смены, в десять утра уходил, в одиннадцать вечера возвращался. И в то время основной моей забавой был папин баян. В общем, я стал осваивать этот инструмент самостоятельно, самоучкой. В семь лет родители, видя мою тягу к музыке, отдали меня в детскую музыкальную школу по специальностям «баян» и «дирижер хора». Это была специализированная школа с хором мальчиков при дворце культуры «Волгоградгидростоя».

 

- Да, но в музыкальных школах рок не преподавали. С чего началось ваше увлечение рок-музыкой?

- В то время кое у кого из моих приятелей были катушечные магнитофоны. И ребята друг у друга переписывали западные группы с фирменных пластинок, которые тогда нелегально проникали в Советский Союз. За три рубля каждый мог записать себе какой-нибудь диск. У нас был один парень, который торговал такими записями, и которому все мы приносили наши трояки. Первыми моими записями были диск группы Black Sabbath и пластинка «In Rock» группы Deep Purple, которые оставили у меня неизгладимое впечатление. Ну и дальше понеслось: AC/DC, Pink Floyd, Led Zeppelin... Словом вся та плеяда групп, которые сегодня являются классикой мирового рока. Также слушал The Beatles, Smokie. И еще одной из самых любимых моих групп была ABBA. Это была единственная эстрадная группа, которая сильно повлияла на мое музыкальное воспитание, и на музыке которой я многому учился.

 

- В имеющейся о вас информации говорится, что одним из первых вокально-инструментальных ансамблей, в котором вы работали, были «Волжане».

- Это неправильная информация. Моим первым ансамблем были «Школьные годы». Я создал его, когда учился в девятом классе в школе №21 города Волжский. На фестивале школьных вокально-инструментальных ансамблей мы тогда заняли первое место. Мы пели песни «Верба» «Самоцветов», «Любовь – огромная страна» «Веселых ребят». Раскладывали наши песни на три голоса. А победили мы потому, что у нас были сделанные мной самодельные динамики и ревербератор. Это был первый ревербератор в нашем городе, я собрал его своими руками из лампового катушечного магнитофона «Альфа». Так как у других школьных ансамблей такой техники не было, мы звучали громче и лучше других и, естественно, победили.

 

- Магнитофон «Альфа»! Ха-ха, так вот откуда позже появилось название вашей группы!

- Да-да... А работать профессиональным музыкантом я начал в ансамбле ресторана «Волжский». Устроился туда в пятнадцать лет в качестве бас-гитариста, и в этом возрасте уже начал зарабатывать неплохие деньги. В двадцать лет я попал в ВИА «Волгари» при Волгоградской филармонии. Именно «Волгари», а не «Волжане». Через год – это было в 1980-м – ушел из «Волгарей» в ансамбль «Шестеро молодых» при Саратовской филармонии. А когда на гастролях в Одессе я познакомился с музыкантами «Молодых голосов», я потом перешел к ним. В «Шестеро молодых» я был солистом, обычно в конце концерта пел «Bahama Mama» из репертуара Boney M, а в «Молодые голоса» меня взяли клавишником и даже не вокалистом.

 

- «Молодые голоса» потом переименовались в «Круиз»?

- «Молодые голоса» - это был вокально-инструментальный ансамбль из двадцати музыкантов, причем с «дудками». Когда они взяли к себе меня, я сделал там маленькую революцию. Я подговорил их руководителя Матвея Аничкина, чтобы он организовал концерт из двух отделений. Чтобы в первом «Молодые голоса» со своими «дудками» исполняли этот свой «джаз», а во втором отделении пятеро музыкантов «Молодых голосов» играли рок. Так, как мне тяжело было играть их джаз-рок, летая по «черным» нотам, или «по икре», я и предложил тогда им сделать рок-группу. Дал послушать кассету с Rainbow – царство небесное Дио! – и Ian Gillan Band, и сказал: «Вот примерно такую музыку нам и надо исполнять». Мы начали работать в этом направлении. Во втором отделении выходили и играли рок-музыку. Кстати, именно тогда и родилась моя песня «Крутится волчок»… В общем, дело пошло. От тамбовской филармонии на гастроли ездили все эти двадцать человек, многие со своими женами. По документам мы назывались «Молодыми голосами», но во втором отделении пятерых музыкантов «Молодых голосов» объявляли уже как группу «Круиз». Мы играли и поп-музыку, и тяжелый рок.

 

- Какова была реакция публики на такие концерты из двух отделений?

- Многие тогда не понимали, что это был один и тот же состав. Но второе отделение у нас всегда проходило на ура. Мы поняли, что надо оставаться впятером. Но вот вопрос: куда девать всех остальных? Не увольнять же. Я предложил Матвею Аничкину остальных музыкантов оформить кого ассистентами, кого костюмерами, кого и вовсе разнорабочими. Так и сделали. Получилось, что у каждого музыканта «Круиза» было по одной и даже по две костюмерши. И на гастроли ездили все двадцать человек, при том, что на сцену выходило только пятеро.

 

- Всплеск популярности «Криуза», исполнявшего рок, был в 1982 году. Но в то время в нашей стране рок всячески запрещали. Власти преследовали группы и даже расформировывали их.

- Мы, разумеется, тоже через всё это прошли. Но хочу уточнить: альбом «Круиза» с песней «Волчок» был записан еще в 1980 году. А преследование всех рок-групп началось в 1984 году. В 1983 году я создал на базе Министерства иностранных дел группу «Альфа». Помню, мне даже сделали специальный пропуск в это здание, и нас курировал сам генерал ракетных войск! В общем, все было сделано красиво.

 

- А в чем была причина вашего ухода из «Круиза»?

- Когда «Круиз» получил гастрольное удостоверение, нас стали использовать в качестве финансовой приманки. В 1983 году развелось много концертных администраторов, которые делали гастроли «Круизу», каким-то образом зарабатывая дополнительные деньги. Начались приписки, лишние билеты. И ОБХСС тогда лишило «Круиз» работы на целый год. Приезжаем в один город, в другой – нет ни Матвея Аничкина, ни кого-либо еще из руководства! Концерты арестовывались, гастроли отменялись, пошли финансовые разборки. Музыканты подняли бучу: «Что происходит?! Почему все сидим без работы и без денег?!» Мы тогда устроили собрание, на котором заявили, что все мы, музыканты, уходим из Тамбовской филармонии. Директор Тамбовской филармонии нам и говорит: «Ну и уходите! Название «Круиз» оставляем себе и набираем других музыкантов». В результате ушел только один я, остальные остались. Я был сильный, у меня был свой синтезатор, я умел петь, умел играть, умел сочинять. А те отдельно существовать не могли, к тому же им надо было семьи кормить. Правда, позже тех тоже «расщелкали», и в «Круизе» остался лишь гитарист Валерий Гаина, остальные уволились.

 

- Первый альбом «Альфы» - там где песня «Гуляка» - в какой студии записывался?

- Это не в студии записывалось, это писалось прямо со сцены в МИДе. Помню, спустя час после выступления Косыгина мы установили на эту сцену аппаратуру «Динакорд», принадлежавшую МИДу, и там все вживую сыграли и записали. Никакой многоканальной системы у нас тогда не было. Фактически это были рабочие записи – live с репетиций. Владимир Мусин – бывший звукорежиссер «Машины времени» заведовал тогда аппаратурой в МИДе. Мы набрали новых музыкантов и сделали группу «Альфа». Вова – человек ушлый, по натуре бизнесмен, он все наши репетиции быстренько записал. И буквально через два дня «Альфа» зазвучала уже на всех московских дискотеках, я даже сам об не знал! А Мусин нам тогда сказал, что якобы наши записи кто-то украл.

 

- Музыка на альбомах «Альфы» была довольно разнообразной. Были и танцевальный диско-рок, и хард-рок, и мелодичные поп-баллады. Почему?

- Я никогда не делил музыку на стили. Я люблю разную музыку, лишь бы она была красивой и мелодичной. Неважно, поп-музыка это, рок или классика… В 1984 году мы записали более тяжелый альбом «Бега». Получилось так, что с предыдущим поп-роковым альбомом нас не взяли ни в одну филармонию. Состав разбежался, и мы набрали других музыкантов – Алика Грановского, Игоря Молчанова, Владимира Холстинина, тяготевших к хард-року. Вместе записали тяжелый альбом и… накрылись крышкой гроба. Люди тогда не готовы были к такой музыке.

 

- Зато третий альбом «Альфы» снова был легким.

- Да. Записал я его вдвоем с барабанщиком Ефимовым в городе Волжский в подвале моего отца при температуре минус двадцать градусов! Катушки магнитофонов от холода уже практически не крутились. Я играл в перчатках, разрезанных на пальцах, со специальными нагревателями на ладонях. Ефимов играл на барабанах в двух свитерах, но поскольку он махал руками, ему было теплее. Записали «болванку» из десяти песен. А вокал и соло я записывал на бытовой магнитофон методом наложения позже уже дома. Альбом «Альфа – 3» получился довольно легким и достаточно хитовым, и нас с Ефимовым начали приглашать на концерты.

 

- Но четвертый альбом «Теплый ветер» у вас снова был тяжелым.

- Когда Московская филармония посмотрела нас с Ефимовым, начальство сказало: «Два человека, барабанщик и клавишник – разве это группа? Это дуэт. Мы не можем вам дать гастрольное удостоверение». Ефимов без работы сидеть уже не мог, и он ушел в «Круиз», у которого тогда было много гастролей. А я в «Альфу» пригласил барабанщика Виталия Бондарчука. Того самого, который позже работал у Константина Никольского в «Зеркале мира», а затем у Игоря Талькова. В 1986 году вдвоем с Бондарчуком записали альбом «Теплый ветер». Потом я набрал в «Альфу» новых музыкантов, и нам предложили работу от Росконцерта. Вообще без всякого прослушивания вручили гастрольное удостоверение, и мы поехали на гастроли. Но с этим составом мы вообще не записали ни одной песни, так как из-за гастролей просто не было времени. У нас тогда было по шестьдесят-семьдесят сольных концертов в месяц! С тех пор я с «Альфой» вообще больше не делал никаких записей.

 

- В 1989 году я по долгу службы (воинской) год пробыл в Волгограде, и там по местному телевидению часто показывали артистов Театра Сергея Сарычева, который был тогда в Волжском – вас, Марину Журавлеву и группу «Контракт».

- Да, у меня даже где-то сохранились все эти записи.

 

- Скажите, почему ваш продюсерский центр был не в столице, а в Волжском?

- Ммм… Ну а что в Москве столичного-то?

 

- Ну, просто артистам, находясь в Москве, работать гораздо легче, чем вдали от нее.

- Нет, всё не так. Наоборот, когда я записывал в Волжском альбомы, благодаря кассетам пиратов-«промоутеров» уже через два-три месяца после их выпуска раздавался звонок и нас тут же приглашали на гастроли и туда, и сюда. И нам вовсе не обязательно было сидеть в Москве. Никаких неудобств от того, что мы не в Москве, мы не ощущали. Когда в 1990 году я записал первый альбом Марины Журавлевой «Белая черемуха», нам тут же позвонили из Красноярска и пригласили на пятнадцать стадионных концертов! И пошло, и поехало. Я это к тому, что неважно, где артист сидит – в Москве или в какой-то деревне. Главное, чтобы песни были популярными. Если альбом популярен, тебя найдут где угодно.

 

- В конце 80-х годов ваши песни начали исполнять другие популярные артисты. Так песню «Театр» пела Ирина Понаровская, а «Звезды нам светят в ночи» - Людмила Сенчина. Каково было ваше к этому отношение?

- Дело в том, что я не очень следил за творчеством этих певиц. Хотя Людмиле Сенчиной записывал песню я лично, потому что она была подругой Марты Могилевской – главного музыкального редактора «Утренней почты». А бывший муж Могилевской Виталий Дубинин работал у меня в «Альфе». И в то время Марта всячески поддерживала наши рок-группы. Помогала снимать всем нам видео, вытаскивала для нас ПТС (передвижная телевизионная станция – авт.). И при этом еще Марта получала от начальников выговора за то, что без их ведома вывозила телевизионные станции на автобусах, чтобы снимать нам видео. Но, к сожалению, ни одной съемки с моим участием, которая сделала Марта Могилевская, в телеэфир так и не попало. А все потому, что у меня были длинные волосы и темные очки. Съемок тех вообще не сохранилось, потому что все записи, которые не проходили в эфир, тут же размагничивались.

 

- Скажите, сегодня поддерживаете ли вы отношение с кем-нибудь из музыкантов, работавших в «Альфе»?

- Поддерживаю с Сергеем Власовым – гитаристом последнего состава «Альфы», с Виталием Бондарчуком… Из-за того, что зачастую музыканты в группу подбирались в срочном порядке для гастрольных поездок, в итоге через «Альфу» прошло достаточно много музыкантов – человек тридцать. У нас даже играли барабанщики Николай Чунусов и Всеволод Королюк из «Круиза», гитарист Алексей Горбашов, известный по группе «Мираж». И им приходилось разучивать репертуар «Альфы» за считанные дни.

 

- Очевидцы рассказывали, что в середине 80-х у вас бывали очень странные концерты. Когда на сцене выступали вы один, аккомпанируя себе на синтезаторе.

- Даже не на синтезаторе, а на обычном рояле. Такое случалось из-за того, что в тот или иной ДК вовремя не приезжал КамАЗ с нашей аппаратурой. И что было делать? Зрители-то уже в зале! А в тех ДК на сцене всегда стоял рояль времен Владимира Ильича Ленина. Если отменять концерт, народ мог просто разнести ДК. Или сжечь. Я включал микрофон «в потолок» - в дежурные колонки, садился за рояль и пел медленные песни. А также рассказывал о себе, как мне живется, как поется. Такой концерт превращался в творческий вечер автора-исполнителя Сергея Сарычева, и зрители часто принимали меня настолько хорошо, что я даже сам удивлялся.

 

- В начале 90-х годов вы работали в Театре песни Пугачевой. Наверняка вам приходилось общаться с Аллой Борисовной и лично.

- Да. Я был у нее дома в квартире на улице Горького (Тверская). Помню, там впервые увидел Илью Резника, который выгуливал ее собачку. И мы с Аллой Борисовной два часа импровизировали – пели песни вдвоем за роялем. Вокруг лежала куча кассет, рядом стояли клавиши. Пугачева дала мне черновые записи своих песен и попросила сделать для них аранжировки. Эти «болванки» с ее голосом, где Пугачева пела типа по-английски на «птичьем» языке, у меня где-то до сих пор хранятся. Но случилось так, что недели через две я уехал в Америку. Вернуться быстро я не мог, потому что за границей у нас украли паспорта. Чтобы Пугачеву не подставлять, я оттуда позвонил директору Театра песни Пугачевой Якову Захаровичу Карасику и объяснил ему нашу ситуацию… В общем, мне так и не довелось тогда сделать Алле Борисовне аранжировки. Между прочим, моя трудовая книжка до сих пор лежит в бухгалтерии Театра песни Аллы Пугачевой.

 

- Песни, которые в 90-е годы исполняла Марина Журавлева, очень сильно отличаются от песен, которые в 80-х исполняла «Альфа». Сложно ли было вам переключиться на новый жанр?

- Не то слово! Мне пришлось подстраиваться, и я начал писать простую музыку, потому что понял, что народу сложная музыка «английской системы» больше не нужна. Нужно что-то новое, веселое, жизнерадостное, потому что жизнь наступила тяжелая, непонятная и какая-то беспорядочная. Наступило время кооперативов, и я увидел, что людям стало нужно что-то другое. Что-нибудь наподобие «их ты, ах ты, все мы космонавты». И вот я примерно такой проект и сделал.

 

- Вам самим-то творчество Марины Журавлевой нравится?

- Лично мне не очень. Она чувствует такую музыку, а я нет.

 

- Какая все-таки была главная причина, по которой вы уехали из России?

- Дело в том, что нас с Мариной Журавлевой пригласили  на гастроли по Америке и Канаде. Вызвали нас туда телеграммой. Но когда мы за рубеж приехали, нас там просто кинули. Отняли наши паспорта и сказали: «Вы будете работать столько, сколько нам захочется». Я пришел в Торонто в русский ресторан, тут же отработал Новый год. После чего сказал хозяину ресторана: «Боря, мне нужно уехать обратно, но у меня отобрали паспорта агенты, которые нас привезли сюда из Нью-Йорка. Давай я у тебя месяц поработаю, заработаю денег, потом в русском посольстве сделаю справку и улечу обратно. Есть такая возможность?» Он отвечает: «Конечно! Нет вопросов!» Месяц работали в этом ресторане. Потом приехал Михаил Шуфутинский и говорит: «Чего ты здесь делаешь? Паспорта отобрали? Да какие проблемы?! Я сейчас договорюсь с этими людьми, ваши паспорта у этого Сёмы из Нью-Йорка отберут. Поедем со мной в Лос-Анджелес, пока у тебя открыта виза на Америку, там полгодика поработаешь. Не понравится – уедешь». Приехали в Лос-Анджелес, паспорта нам сделали, начали работать. Потом еще и в Нью-Йорке отработали три концерта. Заработали денег, вернулись в Лос-Анджелес. Там к нам действительно было очень хорошее отношение. И нам сказали: «Зачем вам вообще возвращаться в Россию? Давайте мы сделаем вам грин-карту». А мы тогда вообще понятия не имели, что такое грин-карта. Они продолжают: «Мы сделаем вам все необходимые документы, только поработайте у нас еще, поднимите нам бизнес, а мы вам будем очень хорошо платить». Они действительно нам очень хорошо платили. В деньгах я нуждаться перестал. Думал: «Ладно, посидим еще полгода в теплом месте. Все оформим и вернемся уже с американскими документами». Но, как оказалось, те хозяева наши документы даже не пытались оформлять. Они опять забрали наши паспорта и держали нас в таком же точно рабстве, только чтобы мы им бизнес поднимали. Они зарабатывали по 40 000 долларов за день, ну и чего им было не держать у себя хороших артистов, на которых идут люди? Потом Миша Шуфутинский уехал в Россию с гастролями. И навсегда! Полтора года мы ждали обещанных документов, но так и не дождались. Потом пришел ответ, что у нас депортация, что нас выгоняют из Америки. И мы подумали: «Полтора года мы сидим здесь без документов, а теперь нас еще и депортируют?!» Обратился уже к адвокату. Снова требую: «Отдавайте нам паспорта, мы уходим из ресторана». Адвокат устроил так, что через несколько месяцев к нам приехали наши дети. Но когда дочке Журавлевой (от предыдущего брака – авт.) провели медицинское обследование – у нее участились обмороки – нам из-за нее пришлось остаться еще, чтобы заработать ей на операцию, которая стоила 200 000 долларов.

 

- Операция прошла успешно?

- Да. Дочка выздоровела, потом выучилась на доктора, сейчас работает в  клинике… Но годы-то тогда прошли, пролетело пять лет. Мы благополучно получили документы. Но какой был смысл возвращаться в страну, где, как я думал, уже все забыли, кто такие Марина Журавлева, Сергей Сарычев  и «Альфа»?

 

- Вообще-то ваши песни до сих пор продолжают регулярно звучать по радио. И на компакт-дисках тоже постоянно переиздаются. Так что не особо-то вас тут и забыли.

- Ну, и хорошо. И слава Богу!

 

- В начале 90-х наша музыкальная пресса известила всех о возвращении группы «Альфа». Но она была уже без вас, солистом там был бас-гитарист из вашего последнего состава Эдуард Предигер. Как вы относитесь к этой «Альфе»?

- Очень просто: они с таким же успехом могли бы назваться и «Битлз». Какая разница, как деньги зарабатывать? В России когда что-то плохо лежит, всегда легко поднять.

 

- А вы их записи слышали?

- Нет. Никогда в жизни ими не интересовался. Знаю только, что однажды в газете они в статье заявили, будто песни «Альфы» Сергею Сарычеву вообще не принадлежат. Я лично читал, что якобы песни сочиняли они, и поэтому они и откололись от Сергея Сарычева. Эти люди просто взяли имя моей группы и стали зарабатывать, зная, что я живу в Америке, и что я, наверное, вообще в Россию никогда не вернусь. Потом не забывайте, что это были 90-е годы, а в то время беспредел был везде. И в экономике, и в политике – везде.

 

- С тех пор, как вы уехали за океан, сколько раз вы приезжали в Россию?

- Ни разу. Только в Германию выезжал.

 

- А вообще вы в курсе, какая сейчас жизнь в России?

- В курсе. Во-первых, у меня есть интернет, во-вторых, у нас есть русские телевизионные каналы. Наконец, люди, живущие в России, мне много рассказывают о своей жизни. Наверное, сейчас я бы Россию не узнал, потому что ее подсветили огоньками. Но мне неважно, сколько огней горит в России, важно, какие люди в ней живут. Человек живет ведь в обществе, а не просто со зданиями, который построил Петр Первый.

 

- Ну и какие, по-вашему, люди живут сейчас в России?

- Живут разные люди. Есть люди, которые вообще не знают, что такое СССР. А есть, которые знают, что такое СССР, и они с удовольствием бы хотели в СССР вернуться. То есть люди с разными представлениями о ценностях.

 

- Расскажите о ваших американских проектах.

- Один из последних таких проектов – «Русский Голливуд». Это поющие артисты и модели – в основном дети русских эмигрантов с хорошим английским, которые пробиваются в Америке в голливудские фильмы. Это талантливые и очень красивые ребята. Я пытаюсь сделать с ними музыкальный проект на английском и русском языках. Песни на английском уже готовы, осталось записать только на русском.

 

- Сергей, вы живете в самом Лос-Анджелесе?

- Нет. Живу в пригороде, в часе езды от Лос-Анджелеса. Мой дом находится в горах. В нем девять комнат. Почти в каждой комнате находятся студии, пульты, съемочные площадки с кранами, видеокамерами. Я ведь еще занимаюсь производством музыкальных видеоклипов. В свое время работал с Backstreet Boys, 2Paс, ‘Nsync. Мы создавали видео для этих ребят.

 

- Сегодня ощущаете ли вы сами себя американцем?

- Нет. Я всегда ощущал и ощущаю себя русским. Кстати, у меня до сих пор сохранился паспорт СССР.

 

- Скажите, нет ли желания у вас вернуться в Россию? Или хотя бы посетить нашу страну, привезти в нее ваше новое творчество.

- Конечно, у меня будут новые песни. И новые идеи тоже будут. Не исключаю, что придумаю что-нибудь интересное и приеду.

 

- В России до сих пор есть большое количество ваших почитателей. И им наверняка хочется продолжения творчества Сергея Сарычева.

- Да нет вопросов! Сделаем легко. Выложу свои песни в интернете, и пусть люди скачивают их бесплатно с утра до вечера! Просто на это не хватает времени, слишком много проектов на меня нависло. Но до Нового года, думаю, успею это сделать.

 

 

Николай ФАНДЕЕВ

(с) 2010, www.starsnews.ru

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА