ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

СУДЬБА ПО ИМЕНИ «АРИЭЛЬ»

ИНТЕРВЬЮ С ВАЛЕРИЕМ ЯРУШИНЫМ

Вокально-инструментальный ансамбль из Челябинска «Ариэль» в 70-80-х годах был одним из самых популярных коллективов нашей страны. «Зимы и весны», «Где ждет любовь», «Орган в ночи», «Тишина», «Уходишь ты», «На острове Буяне», «В краю магнолий», «Заповедные места» - вот далеко не полный список песен, любимых нами и по сей день. Ну а наличие в репертуаре коллектива переработок русских народных произведений прославило «Ариэль» и за рубежом.

Знакомьтесь, наш сегодняшний собеседник – легендарный музыкант, в прошлом руководитель ВИА «Ариэль», а также ряда последователей этого ансамбля («Иваныч», «Новый Ариэль», «Яр Бэнд» и др.), заслуженный артист России ВАЛЕРИЙ ЯРУШИН.  

 

- Валерий, созданный и возглавляемый вами в 70-80-е годы ВИА «Ариэль» - это действительно большая легенда. Но то было тогда. А сейчас вы чем заняты?

- Выживанием. Пусть это звучит немножечко грустно, но по жизни я оптимист, и никогда не складываю руки… Дело в том, что когда я два года назад наконец-таки переселился из Челябинска в Москву, мне пришлось заняться совсем другими задачами. Между прочим, мой «Иваныч», как продолжение «Ариэля» просуществовал у меня достаточно долго – тринадцать лет. Но удаленность от столицы начала сказываться все острее и острее, поэтому и пришлось переехать. Тем более что местные власти мне так ни разу ничем не помогли. Хотя меня в прежние-то времена всегда называли антисоветской гидрой.

- Вас, такой безобидный коллектив, и гидрой??? Да за что же?!

- А вот, считалось, что мы нашу молодежь своей музыкой ведем куда-то не туда. А сейчас, когда времена изменились, у нас тоже все как-то трагикомично. Вырезают из всех музыкальных телепрограмм, какие только есть. Но теперь уже потому, что надо всем за эфиры платить. Нас даже повырезали из юбилейных программ памяти Владимира Мулявина, памяти Никиты Богословского, юбилеев Александра Морозова… Я вначале не понимал, в чем тут дело, но оказалось, что все это по коммерческим причинам. К сожалению, у нас просто нет таких денег, чтобы нас везде оставляли. Но не все в моей жизни так плохо. Вот, могу похвастаться участием в фестивале нашего «Яр Бэнда» в Ливерпуле, где я решил тряхнуть рок-н-рольчиком, исполненном на народных инструментах. То есть, именно тем стилем, который долго питал «Ариэль». Сам я старый битломан, так что попробую прорваться на западном рынке. Но параллельно у меня есть еще один состав. Он без названия, это просто группа Валерия Ярушина. Наверняка многие помнят тот скандал с «Ариэлем», произошедший еще пятнадцать лет назад и тянущийся до сих пор. Мне уже даже вовсе не смешно, а трагично, эта болячка до сих пор никак не заживет… Не хочу вас больше этим загружать…

- Почему вы решили создать две группы, а не совмещать разные музыкальные стили в рамках одной?

- Потому что я окончательно убедился, что в рок-н-рольная энергетика слишком сильно отличается от фольклорной.

- И, тем не менее, в 70-е годы вашему «Ариэлю» удавалось удачно сочетать и то, и другое. Вы исполняли и рок-композицию «Орган в ночи», и попсу «В краю магнолий», и народные песни…

… Да-да, еще нас были даже целые симфонии! Но я стал заложником своей старой популярности. Я создаю рок-оперы, а меня приглашают с «Порушкой-Параней», «Островом Буяном», и т. д. Я даже думаю свою фамилию сменить! Открою маленький секрет: совсем скоро я запишу новое произведение под псевдонимом. Только ради того, чтобы моя слава не довлела на меня. В первую очередь это для более молодой публики, которая знает меня меньше. Только не подумайте, что это ради каких-то там пиар-игр: я все-таки представитель серьезной музыки.

- Сейчас опять возродилась мода на старые ВИА, и многие из них сегодня существуют аж в нескольких составах. Не в курсе ли, сколько сегодня «Ариэлей»?

- Два. Точнее, еще меньше, ведь мы-то не «Ариэль».  Кроме того, нынешние «Добры молодцы», «Лейся, песня», «Самоцветы» пользуюсь тем, что все уже практически забыли, кто что раньше пел, стали исполнять репертуар друг друга. То есть, одни и те же песни, и при этом все стараются копировать друг друга, так как публике-то все равно по большому счету наплевать. А у нас строго свой репертуар. Вот нас часто перепевали. Например, Эдита Пьеха пела «Заповедные места», Ренат Ибрагимов пытался своим баритоном петь «В кра-а-аю ма-агно-о-олий», и т. д. А сейчас еще и Витас «В краю магнолий» запел. Но мы никогда ничего чужого не исполняли, только свое.

- В начале восьмидесятых музыкальная концепция «Ариэля» стала меняться. К вас появились более попсовые песни. Почему? 

- Жизнь заставила. 1980 год – это ровно та веха, когда народу надоело смотреть «как поют», а стало нужно «что поют».

- Вы имеете в виду знаменитый тбилисский рок-фестиваль?

- Абсолютно верно. И именно в это время новой точкой отсчета стала «Машина времени». Поэтому мы почувствовали, что наша популярность начала уходить, вот и начали экспериментировать.

- Что для вас значит быть ярым битломаном?

- Безусловно, у меня есть все диски «Битлз», включая их редкие записи. Кроме того, я вот уже в течение пяти лет бываю в Ливерпуле на битловских фестивалях, и наблюдаю, как народ там под эту музыку буквально омолаживается. И неправы те, кто говорят, что «Битлз» это музыка для стариков, а рок-н-ролл мертв.

- Это верно. Все видели, сколько зрителей собрает Маккартни на своих концертах.

- И именно эта моя страсть явилась созданием «Битловских посиделок» в Москве. Но, как известно, все фестивали заканчиваются массовыми алкогольными возлияниями, а нам удалось сделать «Битловские посиделки» без этого. Хотя, нам тогда мало кто помог, и в результате мы оказались в жутком минусе.

- Слышали, что московское правительство вас все-таки поддержало.

- Да, единственный, кто нам тогда помог – Михаил Мень. И мы начали записывать диск по результатам этого фестиваля. Осенью на запись пластинки мы и вовсе решили пригласить Ринго Старра. Ринго, правда, запросил дикий гонорар, но наши спонсоры, вроде бы идут на то, чтобы ему это оплатить. И у меня сейчас задача набрать русских музыкантов, которые смогли бы саккомпанировать ему на десяти песнях.

- Вы, естественно, будете на басу.

- Ну, конечно же. Но на некоторых песнях меня будет подменять Михаил Мень. Он же тоже басист. Вообще, состав будет очень интересным. Мы туда даже и Лолиту затащили, и группу «Любовные истории».

- Вряд ли битломаны будут рады видеть в одной компании с Ринго Старом Лолиту. «Ты отказала мне два раза» - это, как ни крути, уже стереотип.

- Если бы я был полноправным хозяином этой пластинки, я, конечно, сделал бы все по-другому. Но мы решили пойти на весь этот цирк. Хотя, с другой стороны, может это и не так уж плохо. Согласитесь, Иосиф Кобзон, вышедший исполнять битловскую песню с красной папкой в руках – это ведь такой прикол! Я готов Иосифу Давидовичу за это низко в ножки поклониться.

- Согласны: Иосиф Давидович, поющий под «фанеру», это большой прикол, ха-ха-ха!

- А хоть и так! Хороший прикол получился, всем понравилось.

- Связал ли кто-либо из вашей семьи свою жизнь с музыкой?

- Моя дочь Алена Ярушина получила в этом году Гран При на сочинском международном фестивале джазовых вокалистов. Скоро будет представлять Россию на конкурсе в Македонии. Ну а сын Олег – прекрасный джазовый пианист. Кроме того, он также пишет всю музыку для команды КВНа «Уездный город». Так что с «преемственностью поколений» у меня все в порядке.

- Напоследок о ваших ближайших планах.

- Раз уж наша семья переехала в Москву, а точнее в Люберцы, мы хотим наконец-то найти какой-то творческий выход. Еще вот готовлюсь к собственному юбилею – мне ведь пятьдесят пять, и из них тридцать пять на эстраде. Ну и готовлю книгу воспоминаний «Судьба по имени «Ариэль».

 

Николай Фандеев

(с) 2004, газета «Тверская, 13».

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА