ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

AMAZING AIDA, УДИВИТЕЛЬНАЯ АИДА

АИДА ВЕДИЩЕВА

Ее имя сегодня мало кому что говорит. Тем не менее, ее песни знает наизусть чуть ли не каждый. Ведь именно она поет «Песенку о медведях» в к/ф «Кавказская пленница», танго «Помоги мне» в к/ф «Бриллиантовая рука». Это в ее исполнении звучат не менее популярные песни «Лесной олень» (к/ф «Ох уж эта Настя!»), «Чунга-чанга» (м/ф «Веселая карусель»), «Колыбельная медведицы» (м/ф «Умка ищет друга»), и т. д.

Дебют Аиды Ведищевой (урожденной Аиды Вайс) состоялся более сорока лет назад. Молодая артистка работала в коллективе Олега Лундстрема, в Государственном эстрадном оркестре п/у Леонида Утесова.

В конце 60-х – начале 70-х певица была в нашей стране звездой первой величины. Общий тираж ее пластинок превысил 30 млн. экземпляров! Однако партийному руководству свободолюбивая артистка пришлась не по душе. Все это плюс пресловутая «пятая графа» явилось причиной того, что в 1980 году любимице публики пришлось навсегда покинуть страну…

Недавно Аида Ведищева посетила свою родину. Мы встретились с ней, и она любезно согласилась дать нашему изданию интервью.

 

- Аида Семеновна, сколько лет вы уже живете в Америке?

- Двадцать шесть. Я уехала из СССР 18 марта 1980 года.

- Представляем, как этот день врезался в вашу память!

- Да. Для меня этот день был очень-очень тяжелым. Я уезжала с сыном, мамой, которой тогда было семьдесят пять лет. Ощущения? Я не спала всю ночь. Волновалась, изучала список, что можно вывозить за границу, а чего нельзя. В четыре утра в абсолютно голой квартире в Сокольниках – вещей-то уже не было – обнялась со своей старшей сестрой. У нас был двадцать один чемодан вещей! И это не считая контейнера, который шел полгода. На душе было так тошно, что словами не передать! Нас проводили в аэропорт. Когда самолет взлетел, все в салоне друг с другом обнялись: наконец-то свобода! Сначала нас привезли в Австрию, где нас встретила израильская организация. Она стала определять, кто куда полетит дальше. Мой муж хотел в Австралию – далекую спокойную страну, чтобы больше не испытывать острых ощущений, какие нам довелось испытать в СССР. Но в Австралию не получилось, нас переправили в Италию. Там мы пожили месяц, нам помогали, нас содержали. Поскольку нам позволили вывозить лишь по 150 долларов на человека, все мы набрали с собой разных вещей, которые там можно было легко продать: матрешки, другие русские сувениры. Так и пропала Ведищева. В СССР она больше стала не нужна, а в Америке эта фамилия вообще непроизносимая. Кстати, социализм был не таким уж плохим строем. Если бы людям дали чуть больше свободы, можно было бы прекрасно жить.

- Сегодня вы живете в Лос-Анджелесе?

- Да. Хотя до этого жила и в Нью-Йорке.

- Сейчас вы полноценная американка?

- Да.

- И в душе тоже?

- И в душе. Дело в том, что я еще в детстве была американкой. С малых лет неплохо знала английский. Часто думаю: может я в прошлой жизни американкой была?

- В Америке вас все называют Amazing Aida?

- Сначала я была просто Аидой. Но многие на мои концерты не хотели идти. Говорили, что Аиду мы уже слушали. Имели в виду знаменитую оперу Верди. А слово «amazing» пошло из газет, в которых про меня писали «she is really amazing», то есть, «она по-настоящему удивительная».

- В Америке вы выпускали диски на английском языке?

- Нет. Я ведь не собиралась там стать певицей. Я сделала свое шоу, а карьеру повторить не стремилась. У меня же русский акцент, русская культура. А там какая музыка? Рок-н-ролл. В колледже я выучилась актерскому мастерству, стала петь на Бродвее. Пела хиты из всех бродвейских мюзиклов. Позже сделала свое шоу «Singing Liberty» - «Поющая Свобода».

- Существует даже фотография, на которой вы в образе статуи Свободы.

- Это было в 1998 году, когда я излечилась от рака. У меня со статуи Свободы начинается мой мюзикл. Между прочим, я первая ввела этот образ в мюзиклы. И Статуя Свободы никогда до меня не пела патриотические песни.

- С наступлением перестройки вы часто бывали на родине?

- Первый раз приехала в СССР в 1989 году со своим мужем. В качестве подарка привезла сюда свою песню «We Are Children Of God» («Мы – дети Бога»). Эта песня на английском. Я в Америке все записывала на английском.

- Почему?

А для кого там писать на русском? Они же там выдерживают на русском максимум «Очи черные». Еще сочинила песню про гласность: «Наконец-то гласность открыла двери и показала правду». И про статую Свободы: «Хватит обмана, построим нашу статую Свободы!» Эти песни даже по телевидению здесь показали!

- Потом к нам часто приезжали?

- Не очень. Сначала с мужем были проблемы, потом я заболела. В следующий раз приехала лишь в 1997 году на Украину с концертами. Была проездом в Москве. Но с тех пор здесь бываю регулярно. На фестивали постоянно приглашают в качестве почетной гостьи. На «Золотой шлягере» в Могилеве мой ученик недавно получил Гран При и приз публики.

- А у вас самой в СССР никаких званий не было?

- Я была лауреатом нескольких конкурсов. А ходатайство от филармонии на «Заслуженную артистку» положили под сукно, до сих пор лежит. Зато меня постоянно лишали ставок, мотивируя тем, что у меня якобы нет ни дикции, ни голоса.

- Вы относитесь к категории «популярная, но неизвестная певица». Ваше имя не указано в титрах ни в «Бриллиантовой руке», ни в «Кавказской пленнице». Как вы с этим мирились?

- А что мне оставалось делать? Я по природе очень терпеливый человек. Может, мне это впоследствии сильно помогло.

- Что сейчас чувствуете, когда смотрите эти фильмы?

- Что это мое родное, это свое. Когда я приезжаю сюда, мне вообще кажется, что я отсюда никогда не уезжала. Когда вижу своих друзей, мне кажется, что этих почти тридцати лет моего отсутствия и не было. Родина есть родина, фильм, в котором я принимала участие, это мой фильм. Согласитесь, чего стоит хотя бы одна сцена из «Бриллиантовой руки» на моем голосе с Никулиным, Мордюковой и Светличной! Это же была первая сексуальная сцена в нашем кино!

- В фильмах Леонида Гайдая прозвучало всего две ваших песни. Но, несмотря на их огромный успех, потом в «Иване Васильевиче…» вместо вас уже пела Нина Бродская. Почему Леонид Гайдай больше не использовал ваш голос?

- Даже и понятия не имею. Хотя песни композитора Александра Зацепина я позже исполняла, они звучали в фильмах «Белый рояль» и «Ангел в тюбетейке».

- Какие у вас отношения с актрисами, певшими вашим голосом, – Наталией Варлей и Светланой Светличной?

- Я с ними вообще не знакома. Хотя знаю, что Варлей не раз говорила, что «Песенку о медведях» пела именно она.

- Да, она сама ее на концертах исполняет.

- Все могут петь всё, что угодно. Вот, например, Наташа Королева тоже поет мое танго «Помоги мне», и ничего.

- Как вам ее украинское произношение «памагхххи мне»?

- Ну а что тут можно поделать? Как хотите, так это и воспринимайте. Я не сужу. Не суди, и судим не будешь. Мое мнение? Ну, поет, как Бог на душу положил, и пусть поет. Что делать, если она украинка? Между прочим, однажды мы с Наташей пели эту песню вместе. Очень весело получилось.

- Несмотря на то, что все вас считают лирической певицей, в вашем репертуаре было много песен гражданско-патриотического содержания. Это заказ «свыше» или вы их пели искренне от души?

- У меня еще и военные песни были. А недавно к шестидесятилетию Победы я спела песню «Солдатский котелок». Никаких заказов! Я – артист. А артисту надо все. Поэтому я пела и гражданские песни, и комсомольские.

- В Америке с какими-нибудь нашими звездами общаетесь?

- Раньше дружила с Савелием Крамаровым, Борисом Сичкиным. А с Эмилем Горовцом мы вместе в концертах пели и в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке. К сожалению, никого из них уже нет в живых.

- Вы сказали, что у вас были серьезные проблемы со здоровьем.

- Да, рак. Причем мы с моим другом Савелием Крамаровым заболели почти одновременно. Я победила, а он нет. Потому что не боролся, сдался. Жалко, таким молодым ушел.

- А с западными звездами знакомы?

- Почти нет. Была знакома лишь с Дэйвом Берри. Помните, как блистательно он сыграл смешного директора оркестра в фильме «В джазе только девушки»? Он был конферансье в моих концертах.

- Кого из русских поп-звезд в Америке знают?

- Абсолютно всех.

- Я не про наших эмигрантах, а про американцев.

- Запомните: американцы не любят никого кроме себя.

- Лично вы слышали о такой группе «Тату»?

- Нет.

- Ясно. Скажите, в чем главное отличие между американской и российской поп-музыкой?

- Основа всей американской поп-музыки – «черная» музыка. Она действительно блестящая, и сравниться с ней не может ничто! Я обожаю эту музыку, понимаю душу этого народа, который страдал на протяжении нескольких веков. И эти страдания потом вылились в такой драйв, в такие краски гармоний! Потом, в их музыке все неожиданно. А в нашей все предсказуемо и поэтому не так интересно. Их слушаешь и ловишь себя на мысли: «Как же красиво они применили тот или иной музыкальный ход! Вот мы до такого никогда бы не додумались!»

- Но рано или поздно научимся додумываться?

- Нет, никогда. Это уже природа, это на генетическом уровне. Когда меня спрашивают, почему американские черные певцы лучше всех, я отвечаю: «Когда поешь, регулярно упражняясь, голос звучит лучше, чем когда без упражнений. Физические упражнения стимулируют вокальные мышцы. Их били столетиями, они орали от боли, они выполняли страшный физический труд, и их мышцы закалены веками! Это та самая природа, физиология. Никто не может перекричать «черную» глотку. А у нас все разнеженные».

- Вы одной из первых стали использовать в своих концертах фонограмму. Правда, не плюсовую – то, что у американцев называется «lip synch» - а минусовую. А как вам нынешняя ситуация с повальной плюсовой «фанерой» в России?

- Нас бы за такое либо повесили, либо в тюрьму посадили. Ну ладно, если на телесъемках, когда нет возможности поставить и настроить дорогую аппаратуру. А если люди поют под фонограмму постоянно, я этого не понимаю. Вот недавно я вышла на сцену и вообще без музыки спела песню «Товарищ». И всем ясно, что я еще пою.

- Сейчас в мире популярны телешоу типа «Фабрика звезд» по быстрому производству артистов. Как вы к ним относитесь?

- Да пусть занимаются, мне-то что. Мне вообще все равно.

- А вообще с помощью телевидения можно за три месяца создать звезду?

- Если человек родился звездой, ему и эти три месяца не нужны. Только найдите эту звезду.

- На русском языке вы не собираетесь выпускать новые пластинки?

- Несколько новых песен у меня есть. Что касается целого альбома, если меня попросят, я его запишу быстро. Только скажите, к кому обращаться? И кто этот диск будет покупать? Вот мои старые песни покупают. А новые… Молодежь меня не знает. Я бы с удовольствием пела и трудилась, но… Помните, как у Чацкого? «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

- Это вы о ком в смысле прислуживаться?

- Обо всех. Никому не хочу прислуживаться, хочу трудиться, хочу петь.

- Не хотите ли подобно многим вашим коллегам, вернуться в Россию навсегда?

- Что значит «хотите – не хотите»? У меня там дом, семья. Это же не шутки. Один раз выгнали, выбросили в океан, но ты не утонул, а остался на поверхности. Ну, вернусь, а на сцену меня не пустят.

- Сейчас вроде бы всех пускают.

- Ну, зачем вы так говорите? Вот вам факт: на творческом вечере композитора Олега Иванова мне не позволили спеть песню «Товарищ», которую родила именно я. И на творческом вечере Леонида Дербенева не я буду петь свои песни, а «Фабрика звезд». Как я понимаю, это политика ваших телеканалов. И мои новые песни здесь никто не крутит. Ну и зачем тогда мне сюда возвращаться? В Америке мне хорошо, меня там все знают, ценят и уважают. А здесь мне звезды не надо.

 

Николай ФАНДЕЕВ

(с) 2006 Николай Фандеев, (с) 2006 журнал "Ответь" №36 - 2006 г.

 

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА