ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

ЭНЕРГЕТИКА «ЗВЕЗДЫ»

ИНТЕРВЬЮ С АНИТОЙ ЦОЙ

 

В последние месяцы после небольшой паузы Анита Цой снова стала частым гостем на радио и телевидении. Причем, с абсолютно новыми песнями. Эти же песни появились и на многочисленных сборниках российской поп-музыки. Из чего можно сделать вывод, что на подходе очередная пластинка певицы. А стало быть, и новый повод для встречи с артисткой.

Наша сегодняшняя собеседница – АНИТА ЦОЙ.

 

Анита, в мировой практике принято выпускать альбомы примерно раз в год. А вот у вас за восемь лет вашего активного творчества официальных дисков было всего три. Почему вы их выпускаете так редко?

- Во-первых, я не считаю, что надо часто штамповать пластинки. Я вообще противница превращения творчества в конвейер. Истинное творчество должно созреть. Ведь даже дитя, прежде чем появиться на свет, должно зреть в животе матери девять месяцев. А песни, которые ты подбираешь для себя или пишешь сам, а также работа над музыкальным материалом, это много сложнее, чем выносить ребенка. Потому что существует социальная аудитория, коммерческий рынок и творчество. Чтобы получился качественный продукт, эти составляющие необходимо грамотно совместить. И для рождения такого ребенка уже недостаточно только отца и матери. Нужно собрать хорошую команду, с которой ты понимаешь, что у тебя получится сделать новый альбом в каком-то конкретном стиле. В этой команде – аранжировщики, звукорежиссеры, звукооператоры, музыканты. Мой последний альбом «1000000 минут» вышел в конце 2003 года, и я особо не тороплюсь выпускать следующий. К тому же у нас так развит пиратский рынок, что нет смысла выпускать диски каждый год, потому что получается неоправданно дорого.

- Лично нам кажется, что все разговоры артистов о пиратах – в пользу бедных. Другие-то исполнители выпускают свои альбомы регулярно, вне зависимости от их деятельности.

- Не согласна с этой точкой зрения! Я бы все-таки боролась с пиратством. Многие музыканты, наверное, еще не понимают, сколько денег они на самом деле могли бы зарабатывать, не будь пиратов. Нашего брата-музыканта они буквально ставят на колени. Приходят к исполнителю и предлагают ему: «Ой, у тебя новый диск? Ты раскрутил с него несколько песен? Давай я тебе заплачу столько-то тысяч долларов – и ты отдашь мне на этот диск исключительные права». Если вообще приходят. А что бедному артисту остается делать, который живет за счет своей музыки? Он получает разовые деньги, которых едва хватит на запись следующего диска. А пираты, продавая эти альбомы, получают миллионы.

- Возвращаясь к вашему творчеству. Скажите, сколько в прошедшем 2004 году вы, изъясняясь вашей же терминологией, выносили новых песен?

- Как ни странно, у меня уже с 2003 года пошел творческий накат, появилось много нового материала. Причем большую часть песен я сочинила сама. И все это вылилось в новую стильную концепцию. Поэтому мы уже в апреле 2005 года готовимся презентовать новый диск. Сегодня он готов уже процентов на семьдесят.

- Если ваш альбом «1000000 минут» был относительно попсовым, то сегодня вас часто можно видеть наперевес с гитарой, и, судя по новой песне «Ладони», это будет поп-рок. Ваши ранние диски были тоже с рок-составляющей. Получается, «1000000 минут» был реверансом в сторону попсы?

- Нет, ни в коем случае! Рок – это у меня постоянное состояние души. А после выхода  альбома «1000000 минут» я почувствовала, что моя аудитория серьезно помолодела. Если раньше ко мне на концерты такие люди, как, например, моя мама, приходили за серьезными песнями, то сегодня все они растанцевались и продолжают танцевать до сих пор. Моя будущая работа – это вовсе никакое не возвращение к року. И хотя рок – это стопроцентная Анита Цой, сама я по сути поп-исполнительница. Поэтому в будущем альбоме будет много моей рок-н-ролльной души, а по аранжировкам он будет все-таки ближе к поп-музыке. Между прочим, песня «Ладони» - это вовсе никакой не рок, а хорошая гитарная поп-песня. И от танцевальных вещей я тоже не откажусь. В диск обязательно войдет песня «Небо цвета лета», которая часто крутилась на радио летом. А вскоре появятся еще песни, из которых на радио все смогут услышать «Абсолютную игру» - песню о любви с красной перчинкой.

- Что такое любовь с красной перчинкой?

- «Зажигай ее глазами и сердцем, только знай, порой любовь с красным перцем». Вот как хотите, так это и понимайте.

- О любви с «розовым» оттенком мы слышали, а вот о любви с красной перчинкой…

- Сейчас у любви много всяких оттенков, но настоящая любовь – она всегда с горчинкой. Сами, небось, знаете. В любви не бывает все сладко и хорошо.

- Это у вас-то в любви не все сладко???

- Это у всех так. И у меня тоже горчинка бывает.

- А у вас-то из-за чего???

- Разрешите это не комментировать.

- Значительная часть звучащих сегодня на радио и телевидении песен принадлежат перу трех композиторов: Игоря Матвиенко, Максима Фадеева и Виктора Дробыша. В вашем же репертуаре песен этих хит-мейкеров нет вообще. Почему?

- С Дробышем я регулярно общаюсь. А то, что песен этих авторов у меня нет… Знаете, однажды у меня с Игорем Николаевым был такой разговор. Я попросила его: «Игорь, напиши мне песню». А он мне: «Знаешь, я не хочу штамповать песни абы как. Я должен тебя изучить как Аллу Пугачеву. Должен узнать, какой ты бываешь, когда ты злая, веселая, добрая, страдающая, любящая, ненавидящая. И когда я пойму твое нутро, только тогда смогу для тебя написать либо достойный хит, либо такую песню, которая ляжет в твою концепцию. И я с ним согласилась. Меня те его слова тронули до глубины души. Я до сих доверилась лишь единицам авторов. Причем, только тем, кто знает меня так же хорошо, как знает меня моя семья. Поэтому я не звоню просто известным хит-мейкерам и не прошу их: «Напишите мне хит любой ценой, чтобы я с ним смогла войти в первую обойму артистов».

- Между прочим, известно, что подавляющее большинство композиторов пишут песни не по заказу артистов, а просто потому, что они у них сочиняются. И уже потом их предлагают разным исполнителям.

- Проекты бывают разные. Продюсеры и песни по-разному находят своего исполнителя. Что касается проекта Анита Цой – он живой и натуральный. Лично я не представляю над собой продюсера, который будет говорить мне: «Значит так! Ты надеваешь короткую юбку, зеленые в горошек трусы, поешь вот таким голосом, вот так двигаешься на сцене».

 - И, тем не менее, одна из ваших самых удачных песен «Поздно» первоначально была сочинена Владимиром Матецким и Леонидом Гуткиным не для вас, а для Данко и Натальи Андрейченко.

- Да. Но эта песня удачно легла в мою историю, потому что именно в тот период времени мне было очень необходимо, чтобы кто-то из моих близких людей обо мне вспомнил и позвонил. У меня тогда был депрессионный период, и песня «Поздно» была написана так, как будто я ее сочинила сама.

- Считаете ли вы сами себя бизнес-вумэн?

- Нет.

- Почему?

- Потому что я артист.

- Но вы все свои дела ведете исключительно сами.

- У меня неплохо получается быть бизнес-леди, но это, скорее, некая театральная игра.

- И все-таки у вас же нет человека, который бы жестко вам говорил, что сегодня надо сделать это, завтра быть здесь, и т. д.

- Мы со своей командой все решаем коллегиально. Потому что сам артист не в состоянии оценить себя и свои действия со стороны. Например, то, какие ошибки он совершает на сцене, правильно ли он поет, ту ли музыку вообще исполняет. Поэтому у меня, конечно же, есть директора, административный состав. Мы всегда садимся обсуждать все вместе и у нас единое правило: никогда не говорить льстивые вещи артисту в глаза. Потому что нет ничего страшнее, чем лесть и неправда. Я всегда стараюсь все объективно выслушивать, и решения мы выносим коллегиально как в древнем Камелоте.

- А можете ли назвать себя современной женщиной?

- Могу.

- С интернетом на «вы» или на «ты»?

- На «ты». Очень нравится эта система, все в ней настолько удобно!

- А какую пользу вы от него получаете?

- Хоть сейчас весь мир и борется со скачиванием песен, мне удобно находить в нем весь тот музыкальный материал из мировой музыки, который бывает необходим. Опять же там много справочной информации – кто какую песню сочинил, кто из артистов какую премию получил, и т. д. Еще интернет помогает мне работать с зарубежными студиями, очень удобно пересылать туда-сюда мою музыку. Ведь для этого уже не нужно постоянно летать за границу. Мой вокал и партии бэк-вокала мы записываем здесь, потом по интернету посылаем туда. Оттуда мне присылают аранжировки, я над ними работаю. А потом они высылают мне уже готовые песни. Очень удобно! Так что можно теперь сидеть дома, никуда не вылезать и отращивать пухлую попку, ха-ха-ха. Еще со своими друзьями и поклонниками общаюсь в интернете.

- Каждый артист норовит создать себе свой сайт. А для чего он вам?

- Вообще, сайты создаются с целью саморекламы. Дескать, существует такой-то артист, он поет такие-то песни, его заслуги такие-то, а фэны могут написать что-нибудь написать любимому артисту. Но я свой сайт использую неправильно. Он у меня уже давно превратился не в рекламу Аниты Цой и ее творчества, а в домашний очаг для общения. Мы даже начали писать обо всех приключениях Аниты Цой. Что, например, произошло со мной интересного, необычного и небанального.

- Ну и что же такого необычного и небанального произошло с Анитой Цой за последнее время?

- Москвичи и гости столицы могут видеть меня в необычных местах, где звезды как правило не появляются. Например, я очень много времени провожу в обычных магазинах, ларьках, супермаркетах. Покупаю там всякую разную еду. Потом меня можно встретить в метро, автобусах, троллейбусах, маршрутных такси, а также на улице в людных местах. В том числе и там, где собирается тусовочная молодежь. Мне эти походы как воздух необходимы.

- Энергетическая подпитка, что ли?

- Скорее не энергетическая, а творческая и интеллектуальная. Я внимательно слушаю, как и о чем люди говорят. Слушаю их лексику, как они выстраивают свои фразы, как они ведут себя, даже, как они непристойно ругаются. Ведь мы, артисты, отгородившись личным транспортом, начинаем забывать о самом банальном: о газовой плите, о тесной кухне, о сигаретах, выкуренных на этой кухне, о распитых там же бутылках по причине людских страданий. Мне же интересно, чем живет народ, как любит, с какими чувствами возвращается с работы домой.

- Ну и какова бывает реакция пассажира, который в маршрутке видит прямо перед собой Аниту Цой?

- Вообще я стараюсь не выделяться, чтобы не узнавали. Пробовала ездить в очках, но привлекала еще больше внимания. И без макияжа все равно узнают. Реакция людей бывает разной. Кто-то сразу закрывается, его переклинивает, ему явно неудобно от моего присутствия. Кто-то наоборот, особенно если это в метро или в автобусе, долго на меня смотрит. А потом начинает с кем-нибудь обсуждать, я это или не я. А если мы едем достаточно долго, подходят, интересуется, Анита Цой я или нет.

- Ну а вы?

- А зачем я их буду обманывать? После этого они, как правило, отходят с недоуменными мыслями наподобие «чего это она вдруг?» Автографы же чаще просят в магазинах. Расписываюсь на чеках, на продуктах и даже на кассах! А недавно был снегопад, и я по сильному снегу прошла по всей Тверской через Красную площадь. На эту идею меня натолкнул Стефан Цвейг. Он ведь тоже постоянно бывал в совершенно незнакомых местах, где по его разумению должны были жить его герои. Жил там, наблюдал, ходил, высматривал своих героев и их приключения. Так что примерно тем же самым сейчас занимаюсь и я.

- Чего бы вы пожелали читателям «Тверской, 13» в новом году?

- Желаю, чтобы в новом году вы не верили в суеверия. Ведь високосный год уже позади, а черные коты и числа 13 в новом году будут обязательно приносить всем вам удачу. Берите пример с газеты «Тверская, 13», которая, судя по названию, также не верит в суеверия. Ну и, конечно же, всем счастья, любви, мира и добра!

 

Николай Фандеев

(с) 2005, газета «Тверская, 13»

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА