ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

ЗАГАДКА «ЗОЛОТОГО ИЕРОГЛИФА»

ИНТЕРВЬЮ С МИХАИЛОМ ШУФУТИНСКИМ

 

Мы были несказанно удивлены, узнав, что недавно вышедший новый альбом «Пополам» мэтр русского шансона Михаил Шуфутинский выпустил не один, а… на пару с Ириной Аллегровой!

В общем, причина в очередной раз пообщаться с этим артистом оказалась более чем весомой. Итак, наш сегодняшний собеседник – певец МИХАИЛ ШУФУТИНСКИЙ.

 

- Михаил Захарович, для вас альбом «Пополам» необычен не только тем, что он совместный с Ириной Аллегровой, но и тем, что эта артистка доселе вообще не работала в жанре русский шансон. Расскажите, чья же идея этой работы?

- Мне трудно с вами об этом говорить, потому что вы только что признались, что не любите русский шансон.

- Во-первых, извините меня за мои музыкальные пристрастия. Во-вторых, я же также признал, что не существует плохих жанров, а существуют плохие исполнители в них.

- Конечно! И композиторы бывают слабые, и поэты. А жанры придумали люди, чтобы деньги зарабатывать (смеется)… В общем, дело было так. Летели мы как-то вместе с другими артистами, включая Аллегрову и ее продюсера Алексея Гарнизова. Между прочим, Леша еще лет десять назад аккомпанировал мне на гастролях, и с тех пор я его знаю. За это время он сильно поменялся, вырос, стал режиссером, продюсером. И мы с ним разговорились о жизни. А потом он показал мне эти песни, и они мне уже с первого раза так пришлись по душе! Алексей предложил сделать историю о двух людях, которых разлучила жизнь. И он то ли сидит, то ли в геологоразведке, то ли служит.

- Действительно, у вас открытым текстом нигде нет, что он уголовник.

- Ну да! То ли служит, то ли сидит – неважно. Важно, что она его ждет. Вон, Ходорковский тоже в тюрьме, но это еще не значит, что он уголовник или убийца. Еще я однажды ездил выступать на зону, чтобы поддержать своего знакомого, который оказался на некоторое время за решеткой, хотя тоже не очень-то был виноват. И мне после концерта начальник колонии рассказывал: «Тот мужик, что сидел в первом ряду, полковник МВД, ему уже седьмой десяток. Как-то он поздно вечером ехал в троллейбусе, и там какие-то пацаны стали обижать женщину. Он ее пытался защитить, но ребята с ножами бросились на него. Он хотел сделать предупредительный выстрел вверх, но кто-то схватил его за руку, и он одного пацана убил. Его посадили на десять лет. А через несколько лет он узнал, что те ребята разыскали его дочь, изнасиловали, и она выбросилась с шестого этажа, разбившись насмерть. Этот мужик говорит начальнику лагеря: «Скоро меня выпустят, я их все равно найду и всех перестреляю. Я пожилой, мне терять нечего, но я хоть буду знать, что всем им отомстил». По закону этот человек преступник, но понять его может каждый… В общем, Гарнизов с Аллегровой заразили меня спеть эти песни, которые к тому моменту были уже сочинены. Я еще долго мучил поэта (Евгения Муравьева – авт.), так как не все в текстах мне нравились.

- Ирина Аллегрова справилась с задачей исполнения песен в нехарактерном для нее русском шансоне?

- Считаю, что справилась. Но я не хотел бы замыкаться на определенном жанре. Она спела, так же как и всегда, только еще более чувственно. Она выстрадала это, и как женщина зрелого возраста понимает это лучше, чем какая-то молодая девчонка. Есть в шансоне какие-то три девчонки, которые поют «пацаны, положите стволы», но это выглядит смешно и глупо. А Аллегрова спела так, что народ ей обязательно поверит.

- На альбоме указано, что песни Аллегровой продюсировал Гарнизов, а ваши – вы и ваш сын Дэвид.

- Да. Алексей и не пытался вмешиваться в мои песни, осознавая, что могу сделать это сам и не хуже. Я ведь тоже не вмешивался в их «продукцию».

- А ваши две дуэтные песни?

- «Новогодние сны» была вообще самой первой песней, мы ее записывали на знаменитой студии в Твери, в которой работают настоящие специалисты звука. А когда все песни были готовы, я сказал Леше, чтоб в альбоме должен быть еще один дуэт. И «Колею» я уже сам доделывал на студии в Твери.

- Для Дэвида это был продюсерский дебют?

- Если говорить строго, он меня не продюсирует. Хотя сейчас Дэвид будет продюсером DVD моего концерта в «России». Он вообще продюсер звука для кино. Недавно вот подписал контракт на третью часть «Звездных войн». Но у него очень хорошие уши. Он всегда может сделать дельное замечание: «Вот здесь «испанский  кусок» должен идти гораздо раньше». Потом он прекрасно слышит баланс, обработки на голос и инструменты, и мне его советы крайне важны.

- В прессе писали про то, что когда записывался этот альбом, Ирина Аллегрова жила в ваших апартаментах в Лос-Анджелесе.

- Это просто чья-то журналистская утка. Ирина записывалась в Москве у Кальянова, у Укупника и на своей студии. Она в мою бытность была в Лос-Анджелесе всего раз, когда мы все вместе выступали на «Песне-96». Помню, Игорь Крутой вывез туда всех артистов во главе с Киркоровым, и мы с Ириной после концерта пошли в ресторан, где славненько с ней попели. А после я в Лос-Анджелесе ее не встречал ни разу. К тому же я и сам там нечасто бываю.

- Вот вышел ваш альбом с песнями, по формату подходящими не только шансонным радиостанциям. Мы их где-нибудь еще услышим? И, учитывая ваши «специфические» отношения с Первым телеканалом и с Муз-ТВ, увидим ли мы клипы?

- Между прочим, сейчас меня все чаще стали звать в разные передачи. Я и на Первом уже пару раз был, правда, в разговорных программах. Что касается песен, в открытую я нигде не запрещен. На ТВЦ и Муз-ТВ я есть. СТС сами часто просят мои клипы. А на радио… Я не уверен, что кроме «Радио Шансон» кто-то возьмется крутить мои песни. Вот Аллегрову, скорее всего, будут. На радио же сплошь вкусовщина! Только называется моя фамилия, и у человека она начинает ассоциироваться с чем-то таким, что для них это – неформат. Хотя я не собираюсь ни перед кем оправдываться. Мне уже достаточно лет, я чувствую себя в этой жизни достаточно комфортабельно и уверенно. У меня все в порядке. Не смогу сказать, что я кем-то обижен, и сам ни на кого не обижаюсь. Кто хочет, тот хочет, кто меня не любит, того я тоже не люблю. Все просто. А для «Радио Шансон» думаю, наш альбом будет настоящей подмогой, так как качество их продукции не всегда удовлетворяет серьезным требованиям. Во-первых, потому что сам жанр появился сравнительно недавно. Во-вторых, не так много людей профессионально могут оценить материал, а радио потратить деньги на таких людей. Так что, надеюсь, это будет повышение их планки. Потом кое-что из альбома уже крутит «Авторадио».

- Кстати, по поводу «Авторадио». Несколько лет назад вы вели там свою авторскую программу. Что с ней?

- Да. Я вел передачу «Шуфутинский-клуб». Это продолжалось два года, но потом ее передвинули по сетке с двадцати часов, когда станцию слушали все, кто ехал в машине, на более позднее время. Мне показалось, что чтобы она не потеряла аудиторию, ее нужно основательно переделывать. Но других идей так и не появилось, да и времени нет. Так что пока программа не выходит.

- Мне вообще неясно, для чего популярным артистам нужно еще и радиопередачи вести.

- Мне просто интересно было. На радио свои правила, свои законы, своя технология. Я много чего нового узнал, много чему научился. Мы даже с композитором Игорем Зубковым придумали программу «Наколочка». Возможно, она когда-нибудь появится на какой-нибудь радиостанции. Осталось только нам с Зубковым понять, будет ли у нас время, чтобы ее делать постоянно.

- Если не секрет, ваш труд радиоведущего оплачивался?

- Это были незначительные деньги, которые лишь покрывали расходы на эту программу. Хотите верьте, хотите нет, я делал это бескорыстно из-за любви к искусству. Радиоведущий - это не моя специальность, я  и так могу деньги заработать.

- Уже на протяжении лет десяти на всех ваших альбомах доминирует какой-либо один автор. Сейчас это Гарнизов, до этого были Игорь Зубков, еще кто-то из композиторов. Но бытует  мнение, что авторы на альбоме должны быть разные, иначе будут одни и те же интонации.

- Что касается Гарнизова, он автор идеи целой концепции, и здесь по-другому быть просто не могло. А с Зубковым мы сотрудничаем с 1998 года, большинство песен на моих альбомах действительно его. Потому что, во-первых, я с ним дружу...

- А какое отношение это имеет к профессии?

- Правильно, поэтому есть еще и «во-вторых». Он один из немногих наших авторов-песенников, являющийся профессионалом с консерваторским композиторским образованием. Между прочим, он ученик Тихона Хренникова.

- А вот у Мика Джеггера из «Роллинг стоунз» вообще нет музыкального образования. Но его песнями мир восхищается вот уже четыре десятилетия.

- Это рок, это другой жанр, он сам исполняет песни, которые сочиняет. Дело, в общем, не в образовании, просто в данном случае мне приятно работать с единомышленником. К тому же Зубков отлично знает русскую песенную культуру, чем не могут похвастать многие другие наши авторы. И самое главное, мы с Игорем не просто беседуем за чашкой кофе, а работаем по-настоящему. Чайковский, например, каждый день с одиннадцати утра до двух дня и с четырех до шести сидел за роялем и сочинял музыку. Хотя согласен, что все работают по-разному, и кое-кого новые мелодии осеняют по ночам.

- На одном из предыдущих дисков у вас была замечательная композиция «Золотой иероглиф». Причем это был вовсе никакой не шансон, а что-то похожее на Барри Уайта и Фрэнка Синатру. Целый диск с такими песнями не хотите выпустить?

- Такой альбом получится заведомо провальным. Эта идея у меня уже была, когда я занимался предполагаемым проектом «Мачо Мэн». Записал пять песен, кстати, одна из них и есть «Золотой иероглиф». И только одна эта песня смогла органично прозвучать в альбоме. Раскрою маленький секрет: я иногда записываю песню, которая мне не очень-то и нужна, но она может идеально подготовить слушателя альбома к следующей песне. Например, к такой, как «Золотой иероглиф», которая, на мой взгляд, одна из моих лучших песен.

- И на мой взгляд тоже. Смотрите, получается абсурд: и вы и я признаем, что «Золотой иероглиф» - лучшая песня, но вы утверждаете, что проект из подобных песен провалится.

- Потому что двенадцать таких песен народ мне не простит. Также как когда-то он не простил мне двенадцать песен Игоря Крутого. Мне-то они нравились, но от меня ведь ждут совсем другого, потому что много лет назад я спел совершенно другую музыку, и народ хочет только этого и ничего более! Я всячески стараюсь не идти у публики на поводу, но при этом у меня есть аудитория, которая меня любит. И я ее за это тоже люблю. Я должен петь то, что ей нравится, но сделать этот так, чтобы и мне это тоже хоть как-то нравилось. Поэтому говорить о прилизанном буржуазном альбоме не совсем правильно. Потом, гораздо правильнее создавать песни с приметами сегодняшнего дня в аранжировках, в музыкальном построении, в стихах. Мы же в двадцать первом веке живем! А то, что я слышу в этом жанре, процентов на семьдесят является восьмидесятыми годами прошлого столетия. Я порой слышу в чьих-то новых песнях даже куски из своих старых аранжировок. Считаю, что такая музыка должна жить в том времени, а не в этом. Сегодня же мы хотим слышать новые инструменты, новые сочетания звуков, новые обработки. На моей новой пластинке будут совершенно разные песни, но все они будут звучать современно. Только не подумайте, что я перестроюсь и стану молодежным артистом. Кстати, на новом альбоме будет римейк «Таганки». Ведь двадцать пять лет назад голос мой звучал совсем уж по-юношески и слишком пронзительно. А так как совсем недавно появился клип, совместный с «Мурзилками International», меня стали просить на концертах «Таганку». И молодежи, которая двадцать пять лет назад ходила под стол пешком, эта песня понравилась. Рэп делать я не умею, да и не хочу, вот я и перепел «Таганку» моим сегодняшним голосом. Еще начал сотрудничать с поэтом Кареном Кавалерьяном, который сочинял совсем уж молодежные шлягеры типа «у меня мурашки от моей Наташки», хотя я не говорю, что это плохо. Но оказалось, что он кроме всего прочего зрелый взрослый парень. Мы с ним пару раз пообщались, и он по-настоящему врубился: «Как хорошо, что есть человек, который может спеть то, что я, как взрослый мужчина, еще только собираюсь сказать». И они так хорошо сошлись с Зубковым, что и меня заразили своим энтузиазмом.

- Когда выйдет новый альбом?

- Выпускающие компании считают, что идеально было бы выпустить в конце следующего марта. Но так как «Пополам» только вышел, а еще будет и DVD, боюсь, как бы не было перенасыщения. К тому же и два предыдущих альбома очень хорошо продаются. Не так, как, например, «Фабрика звезд», но достаточно стабильно, что меня вполне устраивает. Так что, скорее всего, оттяну до будущей осени.

- Кстати, на «Фабрику звезд» попеть дуэтом с мальчиками-девочками не зовут?

- Нет. У меня другой подход, так что вряд ли я смог бы им в чем-то помочь. Да и они мне тоже. Кроме того, на мой взгляд, «Фабрика звезд» - это совсем не мой формат.

 

 

Николай Фандеев

(с) 2004, газета «Тверская, 13»

(с) 2004, Николай Фандеев

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА