ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

СЕРГЕЙ ПУДОВКИН: «ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ КАРАБАСОВЩИНЫ!»

 

Как известно, певец Витас до сих пор не дает журналистам интервью. Из-за этого все его мысли неизменно пытается озвучивать его продюсер Сергей Пудовкин. В силу того, что г-н Пудовкин кроме всего прочего является грамотным пиарщиком, не следует забывать, что ради успеха своего подопечного он запросто может что-нибудь и приврать в своем рассказе.

И еще. Г-н Пудовкин временами бывает излишне эмоциональным. Возможно именно поэтому он однажды в эфире телепередачи «Черно-белое» окатил вашего покорного слугу водой. Что вовсе не означает, что мы с ним после этого больше не общаемся и не делаем интервью.

 

-         Сергей, перед разговором о Витасе, расскажите немного о себе. Где родились, на кого учились и т. д.

-         Я коренной москвич из благополучной семьи. Имею два высших образования. Окончил Московский государственный педагогический университет им. Ленина по специальности философия – география – биология. Второе мое высшее образование – МГУ, отделение психологии, диплом получил два года назад. Основной интерес в жизни – связь между биологией человека и его психологией. Музыкальное образование отсутствует, тем не менее, слух абсолютный. Продюсером в мировом понимании себя назвать не могу, поскольку я, в отличие от, например, Максима Фадеева, не участвую в процессе создания звука. Но по нашим меркам продюсер – это человек, который создает образ артисту, его историю. Другими словами – тот, кто пишет картину с названием «Артист». В отличие от западного наш шоу-бизнес бедный, и я никогда ни от кого не скрывал, что мой основной бизнес – это торговля недвижимостью и ресторан. И то и другое абсолютно не имеют отношения к музыкальному бизнесу.

-         Расскажите о своем ресторане.

-         Он закрытый, на 42 посадочных места, специализируется на элитной публике. Называется «Три колокола», расположен сразу же за МКАДом на Рублево-Успенском шоссе. Нас, совладельцев этого ресторана, трое.

-         Когда и с чего началась ваша деятельность на музыкальном поприще?

-         В конце 1988 года, когда образовалась «На-На». Продюсировал ее, как известно, Бари Алибасов, а я был промоутером. То есть занимался проталкиванием, раскачиванием, раскруткой, выпестыванием и выхоливанием «На-На». Между прочим, слово «раскрутка» появилось именно тогда, и означало то, что, когда переключаешь телеканалы и радиостанции – везде попадаешь на песню «Фаина». Считаю, что к тому результату, который удалось достичь группе «На-На», больше ни одному нашему бойз-бенду даже близко не удалось приблизиться. Ни по количеству концертов, ни по заработанным гонорарам – ни по чему! Вот как вы думаете, почему пропали такие артисты с огромным потенциалом, как Вадим Казаченко, «Фристайл» или Кай Метов? Потому что им не удалось овладеть этой технологией.

-         Как именно вы продвигали «На-На»? Ходили на телевидение и платили им деньги? Или вместе с Бари Алибасовым придумывали про ребят истории, не соответствующие действительности?

-         Технология очень сложная. Это и деньги, и взятки, что на тот период времени было одним из самых рациональных способов продвижения артистов. Хотя, конечно же, занимаясь раскруткой «На-На» мне, кроме работы с радио, телевидением, съемкой клипов, контрактами и спонсорами, приходилось придумывать про ребят и истории, и легенды.

-         Поскольку вы занимались «пиаром» «На-На», наверняка не без вашего участия была та самая нашумевшая поездка ребят на Чернобыльский реактор. В результате Владимир Левкин, забредя, куда не надо, получил изрядную дозу радиации. И у него начались и продолжаются по сей день серьезные проблемы со здоровьем - лейкемия. Лично вы чувствуете вину за ту поездку?

-         Если не ошибаюсь, это был не концерт группы «На-На», а целый Чернобыльский фестиваль с участием наших разных артистов.

-         Да, но если бы не та поездка, Левкин бы был здоров.

-         Не знаю, можно ли так категорически утверждать. Двухмесячное обследование Левкина в Германии в 1998 году, когда у него начались первые проблемы со здоровьем, показало, что никаких нарушений в его организме не было (ну и логика! - авт.). Что с ним сейчас – к сожалению, не знаю. Конечно, я переживаю и мне плохо от всего этого, но не думаю, что все это связано именно с Чернобылем.

-         До какого времени вы работали с «На-На»?

-         Пока Алибасов не принял решение продвигать группу в Америке. То есть, до 1999 года. Именно тогда у него родилась идея, что «На-На» - это продукт, который будет востребован на американском рынке.

-         Верите ли вы в истинность этой «американской» истории? Ведь мало того, что результатов ноль, так и на главном американском музыкальном сайте www.allmusic.com, где есть и «Иванушки», и «Руки вверх!», и «Любэ», и Басков с Моисеевым, о «На-На» до сих пор нет даже упоминания?

-         Верю. Только у меня всей этой информации крайне мало. И ни о каких результатах их деятельности в Америки я не слышал (!!! – авт.).

-         После «На-На» вы стали сразу же работать с Витасом?

-         Нет. Еще во время работы с «На-На» я параллельно в течение полугода работал и с Анитой Цой.

-         Бари не ревновал?

-         Нет-нет! И через полгода Анита очень уверенно вошла в наш музыкальный рынок. Но мне тогда пришлось с ней расстаться по причине собственного физического нездоровья. К тому же я просто не справлялся с таким огромным объемом работы, и передо мной встал выбор – или «На-На», или Анита Цой. Но никаких личных причин расставания с ней у меня не было.

-         А у вас-то что со здоровьем случилось?

-         Опухоль мозга. Три года назад один врач-ублюдок – буду помнить это, пока в гроб не лягу – после исследования, спросил меня: «У тебя нервы крепкие?» Отвечаю: «Вроде не жалуюсь». Он опять: «А родственники есть?» «Да, - говорю. – Жена, ребенок». «Ну, тогда тебе надо подумать об их будущем, потому что у тебя опухоль». И он это таким тоном сказал, словно мне уже и из кабинета выходить не надо. Слава Богу, операция прошла успешно. Но после двухмесячного пребывания в больнице, я понял: «Все! Напелся, натанцевался, и у меня теперь вообще нет никакого интереса к сцене». Мне больше не хотелось зарабатывать на жизнь, подбирая мальчиков в группу, и потом носиться по радиостанциям и телередакциям с их однодневным хитом, чтобы через три года все закончилось гастролями по деревням и дальним населенным пунктам. Не хочу этой лажи! Хочу жить в качественных гостиницах, пить хорошие вина, ездить на хороших машинах. И при этом хочу много и качественно работать. Это моя жизненная мотивация, мне так удобно жить. Но все эти солисты, солистки и группы с одинаковыми танцами, в одинаковых костюмах, с одинаковыми аранжировками, с одинаковым смыслом песен, а точнее, с отсутствием оного, меня просто достали. Я люблю восточную философию, мне нравится на досуге копаться в мозгах. Хотя, скажу, абсолютно не ерничая: мне нравятся «Иванушки International». Что касается дуэта «Руки вверх!» - так я и вовсе их большой поклонник. Сергей Жуков – гений! Только гений так ловко умеет в течение многих лет работать с одной интонацией и двумя гармониями! В общем, я не хотел продолжать работать в шоу-бизнесе. И после того, как выписался из больницы, целых три месяца просидел в своем ресторане, решал там какие-то хозяйственные проблемы.

-         Ну а Витаса вы где нашли?

-         В этой истории сыграл большую роль мой приятель – театральный художник Павел Каплевич. Как-то мы с ним вместе пили, и я ему рассказал, что скоро по делам поеду в Одессу. А он мне и говорит: «Там у них в одном ночном клубе очень необычный певец работает. Зайди, послушай». Скорее из любопытства пошел в этот клуб. Выходит на сцену девятнадцатилетний Виталий Грачев и начинает исполнять «Оперу №2». И когда он запел известный теперь всей стране припев, все в клубе встали, словно подорванные! И все эти «быки» и тетки со странными кольцами стоя устроили ему овацию. Реакция публики меня просто поразила! Я пришел к нему за кулисы, говорю: «Привет! Как зовут?» Он ответил: «Виталий». Попросил послушать его материал. Он мне дал четыре кассеты, на которых было около шестидесяти песен. Многие из них мы перезаписали, и они вошли и в первую и во вторую его пластинку. Короче, в Витасе меня в первую очередь поразил даже не его вокальный диапазон, а артистизм, эмоции, подача, а также его философия. Философия странная, ненормальная, абсолютно ненародная, а значит, не очень кассовая. И тема смерти, на которую я даже когда-то пытался писать диссертацию, не самая лучшая тема для песен. В общем, стали с ним вместе создавать театр, пантомиму. Я набрал актеров. Уже в Москве Витас в течение восьми месяцев серьезно работал с двумя педагогами над своей речью и театральной пластикой. И мы начали создавать пусть маленькую, но свою планету. Характерный вокал, характерные костюмы, какие-то узнаваемые элементы, которые сейчас многим нравятся. Создали программу «Улыбнись или философия чуда», которая с успехом прошла в Кремле. И получилось то, что сейчас называется Витас.

-         Для чего вы придумали историю с жабрами?

-         А это как раз та самая технология, о которой я говорил в начале разговора. Потому что, какой бы хитовой «Опера №2» ни была, сегодня с помощью ларьков и кассет раскрутиться уже невозможно. Потому что слишком много исполнителей на рынке, чересчур много музыкальной информации. Поэтому и нужно создать что-то яркое, запоминающееся, эффектное, словно вспышка. Иначе просто не обратят внимание. Между прочим, именно поэтому кое-кто и плещется соком в хорошо одетого человека на Первом канале в прайм-тайм. Так что на сегодняшний день это принципиально важно.

-         Если взять вашу любимую фразу «степень соотношения иронии и правды», какова она сегодня в Витасе в процентах?

-         Витас абсолютно правдив. Вообще, с моей продюсерской точки зрения, неправда начинается тогда, когда ты заказываешь и покупаешь хиты у популярных авторов. Потому что ты изначально формируешь и делаешь лживый продукт.

-         Что же в том предосудительного?

-         Ничего. Но вы же говорите про правду и неправду. Мне, как продюсеру, ничего не стоит вывести на сцену красивых грудастых, или наоборот мужественных (в зависимости от потребности рынка) девочек. Подобрать им репертуар, придумать легенду. Это и есть тот самый шоу-бизнес, в котором все эти модели типа «Spice Girls» и «Backstreet Boys» уже существуют. Но Витас-то не модель, он не затачивался под заказ. И его песни «День рождения моей смерти» и «Опера №1» абсолютно не рейтинговые, а стало быть, не заказные. Поэтому Витас – абсолютная правда, что мне безумно приятно. И я четко осознаю, что его песню «Мама», являющуюся, по сути, исповедью, никогда не возьмут на радио, потому что она некоммерческая. Но на нее обязательно будет клип, потому что мне интересны и внутренний мир артиста, и его эстетика, и его краски.

-         А кто у Витаса родители?

-         Папа у него дипломат. Он штатный сотрудник министерства иностранных дел Украины. Мама всю жизнь была домохозяйкой. В тот момент, когда Витас родился, его отец работал в Прибалтике. А Виталий, как известно, родился в Даугавпилсе, и именно тогда его и назвали на латвийский манер Витасом (странно, откуда в Даугавпилсе – городке в самом центре Латвии – дипломатическое представительство? – авт.). Уже через полгода его семья переехала в Одессу, но это имя осталось с ним навсегда. Сегодня он лучше реагирует на имя Витас, чем на Виталий. И хотя я из его имени никогда тайны не делал, когда Витас стал известным и популярным, все его почему-то начали называть Виталием.

-         Как изначально удалось заполучить под Витаса большой бюджет?

-         Первоначальные вложения в Витаса были более миллиона долларов. И хотя я сам небедный человек, мне пришлось и квартиру заложить и кредит брать. И потом, слава Богу, у меня среди партнеров по бизнесу много друзей, которые мне сильно помогли, выступив спонсорами.

-         На сегодняшний день Витас рентабелен?

-         Абсолютно. Этот проект окупил себя уже через полгода после старта. Вообще, в нашем шоу-бизнесе помимо пиратства – а разговоры на эту тему меня уже просто достали – одной из главных проблем является то, что русские – очень эмоциональный народ. Мы голосуем за всех, включая президента, сердцем, а не головой, как, наверное, следовало бы. И у нас с выходом на определенный уровень, твердая платформа все равно отсутствует. Поэтому мне приходится каждый день, выпучивая глаза, думать: не надоест ли Витас людям? И это проблема не только Витаса, но и Пугачевой, Киркорова, Лещенко – абсолютно всех наших артистов. Потому что если ты думаешь, что написал хит, или вырулил интересный звук, это вовсе не дает тебе никаких шансов и перспектив на следующий год. И у тебя сразу включается сигнальная лампочка «караул», потому что на следующий год артист может надоесть. Так что публика в этой стране никакой гарантии нам не даст. Поэтому та самая лампочка у нас у всех горит каждый день. Вот такая специфика нашей народной любви.

-         Витас до сих пор не дает СМИ свои интервью, за него это делаете вы. Я слышал на этот счет два мнения: либо Витас просто не умеет связно излагать свои мысли, либо вы на нем делаете себе имя. Где истина?

-         Что касается собственного имени, я им всегда занимался и прекращать создавать его не собираюсь. Но делаю его не пустыми разговорами, а результатами своей работы, которая, я надеюсь, качественная. Является ли Витас средством для этого? Если я с ним работаю, то почему нет? Это тандем, это партнерские отношения. Между прочим, Витас, в отличие от других артистов, не получает зарплату, а находится со мной в долевом участии пятьдесят на пятьдесят. Да, я мог бы ему предложить и восемьдесят на двадцать в свою пользу, но тогда эти мои восемьдесят были бы меньше, чем нынешние пятьдесят процентов. Артист не должен чувствовать себя наймитом, а должен быть заинтересованным и получать гонорар наравне с продюсером. Поэтому еще в Одессе я сказал ему: «Не хочу, чтобы ты работал на концертах за двести-триста долларов, потому что терпеть не могу этой «карабасовщины!»

-         В смысле «алибасовщины»?

-         Нет, я имею в виду Буратино, и подобный цирк мне неинтересен. Я всегда относился к бизнесу серьезно, и если вкладываюсь с партнером паритетно, значит, мы паритетно делим и прибыль. И только в случае, если мы не будем друг друга обманывать, друг у друга воровать, только тогда сможем стать богатыми, и в состоянии будем иметь недвижимость за рубежом. А что касается того, что Витас не умеет говорить? По-моему, за три года умные люди смогли по его работе понять, умеет ли он это делать или нет. Даже если он при этом не дает интервью. Между прочим, совсем недавно на «Большой стирке» он нормально со всеми общался.

-         Эта программа записная, где можно все тщательно отмонтировать.

-         Да, но если ты дебил, тебя хоть монтируй, хоть нет, ты дебилом и останешься. И я его туда послал вовсе не потому, чтобы все узнали, насколько Витас интересная и разноплановая личность. Да мне просто тьфу на это! В этой передаче обсуждалась тема страха, которая ему крайне интересна. Что касается темы общения с журналистами, я, работая пятнадцать лет в шоу-бизнесе, понял, что они крайне уничижительны и для артистов, и для журналистов.

-         Чем именно?

-         В связи с этим мне всегда представляется пыльный сельский двор, на котором бегают две общипанные курицы и полуголодный петух. И вот они чего-то друг с другом в этой пыли возятся, копаются, потом навоз поклюют. Ну не хочу во всем этом принимать участия!!! Хотя к вам, журналистам, отношусь с предельным уважением, потому что ваша работа в этой стране гораздо более сложная, более неблагодарная и в тысячу раз менее эффективная в финансовом плане, нежели наша. Более того, у Витаса есть свое лицо, свой внутренний мир, своя логика, философия и я не хочу, чтобы все это подвергалось какой-то коррекции извне. И он тоже не хочет этого.

-         Если мы от какого-нибудь серьезного издания предложим сделать с Витасом большое интервью, каков ваш будет ответ?

-         Сегодня нет, но в ближайшие два-три года вполне возможно.

-         То есть, если за это время его рейтинг сильно упадет, его придется всеми способами поддерживать?

-         Вовсе нет. Потому что я не такой дурак, чтобы всерьез думать, будто упавший рейтинг артиста можно хоть на один процент поправить с помощью интервью. Да смешно это! А на интервью соглашусь, потому что и ситуация в шоу-бизнесе, и экономика страны, и какие-то флюиды, которые продюсер должен чувствовать своим сердцем, с каждым днем сильно меняются.

-         Не так давно Витас спел дуэтом с Демисом Руссосом. Почему именно с ним, героем вчерашних, а не сегодняшних дней?
Это произошло в достаточной степени самопроизвольно, потому что у концертных организаторов, которые привозили Руссоса в Москву, изначально была идея сделать дуэт с каким-нибудь русским артистом. Демису дали послушать записи четырех наших исполнителей, включая песню «Аве Мария» в исполнении Витаса. Потом он мне перезвонил, мы начали с ним переписываться по Интернету. Вот и вся история. И вовсе это не был какой-то спланированный целенаправленный ход. Что касается героев вчерашних дней, у меня очень скептическое отношение ко всем сегодняшним героям, которые требуют в своих райдерах «линкольны» и делают вид, будто они очень перспективные артисты. Посмотрим, что с ними будет уже через четыре года. А Демис Руссос сумел дойти до нашего времени сквозь десятилетия.

-         Напоследок о наиболее задевающей вас теме: Витас и «фанера». Я лично видел, как однажды Витас отвел микрофон ото рта, но голос его при этом продолжал звучать. И что бы вы после этого ни говорили, себе я верю больше, нежели чьим бы то ни было словам.

-         Согласен, что себе надо верить. Мы уже не первый раз обсуждаем с вами эту тему, но, по видимости, точки над «i» не будут расставлены никогда.

-         То есть Витас иногда все же под «фанерку» работает?

-         Конечно. Например, на телесъемках. Но в тот раз он пел «живьем».

-         Не переубедите!

-         В тот самом месте режиссер включил реверберацию. Вы думаете, что артисты работают без голосовых обработок?

-         Да не реверберация это была! Я-то в этом отлично разбираюсь.

-         Здесь существует только один вариант разрешения ситуации. Приходите на сольные концерты Витаса. Хотя понимаю, что если там две песни он споет вообще без микрофона, вы все равно скажете, что остальные двадцать песен он пел под «фанеру». Между прочим, знаете, почему концерт Витаса на «Славянском базаре» в результате так и не вышел в эфир телеканала «России»? Из-за технического брака по звуку, который нельзя было исправить, подложив фонограмму под видеоряд, потому что не совпала бы артикуляция... Все! Я больше ничего вам доказывать не желаю! Устал…

 

Николай Фандеев

(с) 2003, Николай Фандеев

 

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА