ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

«БЕЛОРУССКИЕ ПЕСНЯРЫ»: МЫ ЖИВЕМ И В МИНСКЕ, И В МОСКВЕ

Ансамбль «Песняры» во все времена считался образцом высокого профессионализма. Сегодня музыканты этого коллектива не почивают на лаврах, а продолжают создавать новый материал в прежних традициях.

В составе, ныне именуемом себя «Белорусские Песняры» сегодня работают заслуженные артисты Белоруссии Владислав Мисевич, Валерий Дайнеко и Игорь Пеня, а также талантливые певцы, музыканты и авторы песен Александр Катиков, Олег Аверин, Александр Соловьев, Максим Пугачев и Андрей Терехович.

Наши собеседники – Владислав Мисевич и Валерий Дайнеко.

 

- Сегодня, увы, уже нет в живых Владимира Мулявина. Но «Песняров» по-прежнему несколько составов.

Валерий: Не искушенные в истории группы люди после смерти Владимира думают, что «Песняров» вообще больше нет. Напомню, что мы ушли от Мулявина всем составом еще в 1998 году.

Владислав: С тех пор называемся «Белорусскими Песнярами».

Валерий: Но сегодня еще существует и Государственный ансамбль «Песняры». Там вообще нет никого из «классических» «Песняров». Получилось так, что когда мы ушли, Мулявин набрал новых ребят. На «миллениум» из Америки приезжали Анатолий Кашепаров (исполнявший «Вологду» - авт.) и Леонид Борткевич (исполнявший «Белоруссию» - авт.). После встречи с Мулявиным Кашепаров сразу понял, что здесь ему ничего не светит, и уехал обратно в Америку продолжать заниматься своим бизнесом. У него там пиццерия, он часто поет в ресторанах. У Борткевича же в Америке своего бизнеса не было, он всегда был при своей жене – гимнастке Ольге Корбут. А в то время у них из-за измены Борткевича произошел развод. Леонид оказался у разбитого корыта. Он отработал на юбилее и… остался при Мулявине! А Мулявин этого вовсе не планировал! Стали поговаривать, будто Борткевич даже начал постепенно вытеснять Мулявина, который тогда уже долго и серьезно болел сами знаете чем (алкоголизм – авт.) Потом Валерий попал в аварию и Борткевич изготовил плакаты «Песняров» с собой в качестве руководителя и без Мулявина. Видите? Он уже все предугадал. Еще он распространил слухи, будто Мулявин оставляет ему «Песняров» в наследство. Хотя Борткевича Мулявин уволил еще в 1980 году, во-первых, за профнепригодность из-за проблем с голосом. Во-вторых, его жена Корбут постоянно вмешивалась в дела ансамбля. Когда Володи не стало, новые ребята – хваткая, цепкая и очень злая молодежь – видя все это, Борткевича из «Песняров» живенько убрали.

- Слышали, будто существует еще и третий состав «Песняров».

Валерий: По поводу третьего-четвертого-пятого состава скажу так: «Песняров» может быть и десять, и тридцать. Каждый, кто когда-либо с нами играл, может на свой страх и риск создать свои «Песняры». Советую просто не обращать на них внимания.

- Почему вы, когда ушли от Мулявина, не назвлись как-нибудь иначе?

Владислав: Зачем? Мы же проработали «при Мулявине, но без Мулявина» пятнадцать лет! Создавали репертуар. Когда решали вопрос о названии в Минюсте, нам предложили называться просто «Песнярами». Мы отказались, во-первых, в пользу Володи Мулявина – он же «Песняр» во веки веков! Во-вторых, с государством, которому это название принадлежит, мы бороться не хотим. И нам официально разрешили называться «Белорусскими Песнярами».

- В «Белорусских Песнярах» фолк-составляющей стало намного меньше. Почему?

Валерий: Лицо ансамбля, естественно, изменилось, так как изменилась музыка вообще. Уверен, что если бы Мулявин был жив и продолжал заниматься творчеством, у него также исчез бы фолк.

Владислав: Между прочим одна из последних Мулявинских программ была основана на творчестве Маяковского. Что общего между стихами Маяковского и фолк-музыкой? И его программы, посвященные юбилею Победы в Великой отечественной войне, посвященные Янке Купале, программа на стихи Роберта Бёрнса – в них ведь тоже ничего не было общего с белорусской народной песней. Он тоже постепенно от этого отходил. А в 60-е годы это было модно, и ансамбль на этом сыграл.

- Именно сыграл?

Валерий: И сыграл, и сыгралось. Но все равно даже тогда народные песни мы сочетали с лирикой и – я не боюсь этого слова – с гражданско-патриотическими песнями. Тогда это нам навязывалось, и мы занимались зачастую из-под палки. Но посмотрите, сколько сейчас у нас любимых народом патриотических исполнителей! «Любэ», Олег Газманов – это же тоже патриотика.

- Тем не менее, в середине 70-х ваша музыка была востребована не только в СССР, но и на Западе. В 1976 году вы гастролировали по Америке вместе с их группой «New Christie Minstrels».

Валерий: В то время Мулявин вел очень правильную политику по отношению к телевидению. Тогда еще не было слова «пиар», но наш ансамбль показывали чаще других исполнителей. Думаю, это потому, что за нас было не стыдно, и чтобы другие исполнители подтягивались по уровню да нашего. В то время я еще не работал в «Песнярах», но когда пришел на их концерт, я от высочайшего уровня просто обалдел! И понял, как сильно ошибался, когда дважды отказывался в этом ансамбле работать.

Владислав: Та поездка, которую вы упомянули, это первые коммерческие гастроли не только «Песняров», но и вообще всех артистов СССР. Причем, тогда мы работали не для эмигрантов, а для настоящих американцев. Но пели почти все на русском.

- Несмотря на то, что вы играли фолк-бит, как в ваш репертуар попадали песни таких «партийных» композиторов, как, например, Александра Пахмутова?

Владислав: Они сами приносили нам свои песни.

Валерий: Знаменитая «Белоруссия» - это был спецзаказ Пахмутовой от Машерова (секретаря ЦК КП Белоруссии – авт.). Но и «Белоруссия» и «Беловежская пуща» нам самим очень нравились своей лиричностью. Это же не «Баллада о комсомольском билете» Мулявина. Да, нам приходилось отражать политические события. Зато, когда Мулявин показал худсовету одну из самых своих гениальных песен «Завушницы» («Сережки» - авт.) – ее тут же запретили. Говорили, что это Запад чистой воды. Вот и приходилось балансировать.

- Странная судьба была у песни Бориса Мокроусова «Вологда». Ведь ее лет за десять до «Песняров» исполнял другой певец.

Владислав: Как мы узнали уже позже, «Вологда» действительно появилась задолго до нас. Но она вообще не была популярной и исполнялась всего раза три. Помню, уже спустя пару лет после того, как начали исполнять ее мы, поэт Михаил Матусовский прямо на своем творческом вечере признался: «За два года я за «Вологду» получил столько авторских, сколько не получил за все свои песни за пятнадцать лет!»

- Мы слышали, что сам Мулявин был не белорусом, а русским. Это правда?

Валерий: Да. Он родился в Свердловске. И мы тоже не белорусы, хотя некоторые из нас все же в Белоруссии родились. Из «Песняров» белорусами было всего два человека: Леонид Тишко да Александр  Демешко. И все!

- А Мулявин на белорусском языке пел чисто?

Владислав: Да. Нормально.

- Вы уже несколько лет живете не в Белоруссии, а в Москве?

(К нашей беседе подключился третий ветеран «Песняров» - Игорь Пеня).

Игорь: Мы живем и в Москве, и в Минске. Гражданство у нас белорусское, но чаще все-таки бываем в Москве. Просто у нас здесь гораздо больше работы, чем там.

Валерий: В Белоруссии в отличие от России шоу-бизнеса практически нет вообще.

Игорь. Зато какая там природа! Рыбалка, грибы с радием, ха-ха-ха!

Владислав: Если серьезно, там как бы законсервировалась советская ситуация.

Валерий: Для того чтобы полноценно работать – записывать песни, сниматься на телевидении и т. д., мы и находимся в Москве.

- Что бы вы посоветовали молодым белорусским артистам, чтобы они стали полноценными звездами?

Валерий: Переехать в Москву и найти здесь серьезного продюсера.

- Как ваша Наталья Подольская?

Валерий: Да. Наташа живет в Москве уже семь лет. И наша Алена Свиридова тоже в начале 90-х переехала в Москву – и утвердилась.

Игорь: Причем Свиридовой это удалось сделать вовремя. Тогда артисты еще не тратили таких сумасшедших денег, как сегодня. В 1993 году, чтобы начинающего артиста довести до вершины популярности, достаточно было всего 20 000 долларов. Сейчас же их хватит всего на полклипа. Теперь нужно не менее полмиллиона.

- Валерий, на «Фабрике звезд – 5» была некая Вика Дайнеко. Это ваша дочь?

Валерий: Нет. Самое интересное, что у меня дочка тоже Вика, и она тоже давно мечтала попасть на «Фабрику звезд». Была на кастине четвертой «фабрики» и даже прошла первый тур. Но тогда Виктория заканчивала школу, поступала в институт, и мне пришлось сделать так, чтобы она на ту «фабрику» не попала. Я позвонил продюсеру этой «фабрики» Игорю Крутому. Он все сделал, как я просил, и при этом честно сказал: «Мы подписываем с ребятами контракты, и потом они пять лет будут чесать по деревням и селам за сто рублей. Скажи, Вике это надо?». Второй раз дочь, уже не спросив меня, пришла на кастинг пятой «фабрики». Ее попросили представиться. Она сказала: «Виктория Дайнеко». А Пугачева ответила: «О-о-о, девочка! У нас уже есть Виктория Дайнеко. Нам не нужны одни Дайнеки. Да и вообще вы похожи на жену Баскова. Может лучше у него прослушаетесь?»

- Ваши семьи тоже вместе с вами в Москву переехали?

Владислав: Нет. Какой им смысл переезжать? Минск же рядом.

Валерий: Как говорится, одна ночь без жены – и ты дома. Очень удобно!

- Напоследок скажите, чем вы порадуете публику на ваших концертах, которые пройдут в Театре Эстрады 6 и 7 апреля?

Валерий: Во-первых, напомним зрителям, что живем в год шестидесятилетия Победы над фашистской Германией.

Владислав: Ведь в России какие главные праздники? Новый год да День Победы. Раньше празднование Дня Победы насаждалось. А сейчас мы решили его отметить просто по-человечески. Многие коллективы поют военные песни, и грех нам не показать то, что достойно внимания.

Валерий. А во-вторых, обязательно будут и наши новые песни и, конечно же, всеми любимые старые.

 

Николай Фандеев

(с) Николай Фандеев, 2005

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА