ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

ФОРТУНА

ИНТЕРВЬЮ С ВАХТАНГОМ КИКАБИДЗЕ

 

Популярный актер, режиссер и певец ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ родился 19 июля 1938 года в Тбилиси. Народный артист Грузии, лауреат Государственных премий СССР, лауреат множества международных конкурсов и кинофестивалей. Кавалер орденов Чести царя Вахтанга Горгасли III степени, Николая Чудотворца и рыцарского креста Святого Константина Великого. Почетный гражданин Тбилиси. Снялся в 16 картинах – «Не горюй», «ТАСС уполномочен заявить», «Мимино», «Мелодии Верийского квартала», «Совсем пропащий» и др. Как сценарист и режиссер снял два фильма: «Мужчины и все остальные» и «Будь здоров, дорогой». Последний получил высшую награду на фестивале комедийного кино в Габрово.

Он является исполнителем большого количества популярных песен. В 1996 году внесен в международную энциклопедию «Кто есть кто». В 1999 году в Москве перед ГЦКЗ «Россия» заложена именная звезда Кикабидзе. В настоящее время артист работает над книгой мемуаров.

 

- Вахтанг Константинович, в отличие от вашего земляка Сосо Павилашвили вы, как нам известно, в Москве бываете нечасто…

- Сосо, насколько я знаю, в Москве уже давно живет. А я у вас частенько бываю проездом, потому что приходится то и дело ездить в такие места, в которые напрямую из Тбилиси попасть невозможно.

- Вы живете в Тбилиси. А какова сейчас жизнь в Грузии?

- Вот недавно правительство сменилось, поэтому есть некоторые сложности переходного периода. Думаю, что будет лучше, чем было. Все-таки к власти пришла довольно образованная молодежь.

- Не понаслышке знаем, что многие артисты поддерживают тех или иных политиков исключительно с корыстью: заработать денег во время предвыборных кампаний и т. д. А вы сами насколько сильно интересуетесь политикой?

- В прессе действительно очень часто проскальзывают фразы, что тот или иной артист поддерживает какого-то политика или партию. Это у них работа такая, и надо на это смотреть правильно. Хотя, в принципе, каждый человек должен заниматься своим делом. Политика – это очень редкая профессия, и настоящих политиков по всему миру можно по пальцам перечесть. Согласитесь, просто сидеть в кресле и учить людей, как они должны жить и как воспитывать людей – этого для политика недостаточно. Надо обладать большим талантом, поэтому настоящих политиков очень мало. А все остальные – это хе-хе-хе…

- Чтобы быть настоящим артистом, нужно тоже иметь редкий талант.

- И хороших артистов тоже мало. Я это отлично понимаю, поэтому в политику стараюсь не лезть. К тому же мне это и не нравится.

- Скажите, фильм «Фортуна» - это ваша последняя работа в кино?

- Да.

- Получается, что вы не снимались уже четыре года. Почему?

- Потому что мне не нравится то, что предлагают. Например, в прошлом году было аж целых три предложения. Кстати, все из Москвы. Два многосерийных фильма, в одном из которых я должен был играть вора в законе, в другом крупного московского мафиози. Я им сказал, что мне это неинтересно. Сейчас ведь у нас все какое кино снимают? Проститутки, воры, менты, мафия, убийства. Что это за кино? Какие-то разовые картины… А третье предложение было очень необычным: мне предложили роль Сталина. Сейчас снимается восьмисерийная картина с очень интересным сценарием о знаменитой актрисе Валентине Серовой. Я поинтересовался: «А почему Иосифа Виссарионовича должен играть именно я?» Ответ меня просто поразил: «Мы хотим, чтобы у Сталина были добрые глаза». Но я и от этого предложения отказался.

- Как я понял, вам в последнее время все чаще предлагают роли отрицательных персонажей. Вообще, часто ли вам приходилось играть подобные роли? По-моему, все ваши роли были исключительно положительными.

- Нет, два раза у меня были отрицательные роли, но я старался их играть так, чтобы эти мои герои были обаятельными. В фильме Юлиана Семенова «ТАСС уполномочен заявить» я сыграл достаточно серьезного по тем временам врага СССР – резидента ЦРУ. Правда, потом я за эту роль получил – это так смешно – государственную премию КГБ СССР. Здорово, да? Моя вторая отрицательная роль была, когда мы с Евгением Леоновым играли жуликов в фильме «Совсем пропащий» по Марку Твену. И я, вспомнив диккенсовские романы, тогда предложил режиссеру фильма Георгию Данелия: «Повесь мне на шею какой-нибудь медальон, как будто я подброшенный ребенок из аристократической семьи, просто жизнь моя так сложилась». И меня всегда тянуло на хорошую улыбку… Актер ведь все должен уметь играть.

- Когда вы сами для себя впервые осознали, что стали знаменитым?

-  Помню, когда мы в конце шестидесятых в Тбилиси снимали «Не горюй», я устроил московской съемочной группе большой обед. Собрался рассчитываться, а мне сказали, что все уже оплачено. Я поинтересовался, кто оплатил. Мне показали на сидевших за соседним столиком мужчину и женщину, сказали, что я им очень нравлюсь, и что они и оплатили наш стол. Помню, нас было человек пятьдесят, и эти деньги, особенно по тем временам, были немалые. Так я впервые понял, что для кого-то уже что-то из себя представляю.

- У подавляющего большинства вы, прежде всего, ассоциируетесь с героем фильма «Мимино» Валико Мизандари. Является ли эта картина и вашим самым любимым фильмом?

- «Мимино» очень хороший фильм. Но у меня самый любимый фильм с моим участием все же «Не горюй».

- Были ли какие-либо смешные случаи, связанные с «Мимино»?

- Да, много чего было смешного. Например, сразу же после выхода этой картины я в течение десяти лет регулярно получал уйму писем без адреса. Писали просто: «Тбилиси, Мимино». Но все эти письма доходили. В одном из таких писем кто-то из российской глубинки даже прислал свой паспорт. Он написал следующее: «Вахтанг, я знаю, что вы не такой, как все. Вы же Мимино! Я собираю на машину деньги, и мне столько-то не хватает. Одолжи мне». А паспорт прислал в залог.

- Ну, это после выхода фильма. А было ли что-либо забавное во время съемок?

- Да. Помните в фильме эпизод, когда корову вертолетом поднимают? Тогда дирекция фильма договорилась с одной деревенской женщиной, чтобы она одолжила нам для съемок свою корову. Конечно же, ей не сказали, что ее будут вертолетом таскать, а то она бы с ума сошла. Вот, начали снимать, подняли эту корову в воздух, и оператор сказал: «Стоп! Снимать нельзя, потому что корова белая, она сливается с небом, поэтому изображение получается плохим». И корову решили выкрасить. Хотя я предупредил: «Вы скажите хозяйке, а то произойдет скандал». А надо было срочно снимать, и корову без согласия с хозяйкой выкрасили в коричневый цвет. Отсняли. Но когда вечером эта женщина пришла, она сказала: «Это не моя корова. Моя была белая, а это коричневая». Ей говорят: «Вашу корову покрасили». Хозяйка не верит. Не может представить, что живое существо покрасили. Мы попробовали отмыть краску – не отмывается! Женщина в истерике. И тут я сообразил. Я сказал ей: «Если эта корова ваша – она сама найдет дорогу домой». Корову отпустили. Представьте себе картину: идет корова, за ней вся съемочная группа и хозяйка. Шли мы все так километра полтора. Когда корова вошла во двор, хозяйка сдалась: «Ну, черт с вами! А эта краска со временем отойдет!»

- Как вы реагируете, если кто-нибудь, завидев вас, произносит фразу «Ларису Ивановну хочу»?

- Сейчас уже не так смешно, как раньше. Помню, сразу, как только появился фильм «Мимино», у меня в Тбилиси раздался звонок из Москвы. Супруга подзывает меня к телефону, и мужской голос говорит: «Ларису Ивановну хочу!» Это Кобзон позвонил. И началось!.. Продолжалось это лет пятнадцать! Даже сейчас, когда я приезжаю на гастроли, а директором театра является Лариса, но не Ивановна, а, например, Юрьевна, она обязательно мне скажет: «Я Лариса, но не Ивановна».

- Один из ваших компакт-дисков так и называется «Ларису Ивановну хочу». Ваша идея?

- Да.

- Вы регулярно выпускаете свои пластинки?

- Да. По две штуки в год. Но они очень быстро продаются. Вот сейчас работаю над новым альбомом «Старики-разбойники». Так называется песня, которую я сам написал, и она на этой пластинке будет стоять первой… Вот смотрите, на вкладыше будут фотографии всех моих друзей: Нани Брегвадзе, Лаймы Вайкуле, чешской певицы Хелены Вондрачковой. Вот наша любимая Бабкина… Очень веселенькой получится пластинка. Несмотря на то, что на предыдущих дисках, выпущенных в России, было по две-три песни на грузинском языке, эта получилась целиком на русском. А недавно в Тбилиси я выпустил целых две пластинки, на которые собрал все грузинские песни, которые я пел в течение двадцати пяти лет.  

- Есть ли у вас свои авторы?

- Раньше были. Работал с Алексеем Экимяном, с Робертом Рождественским, с Феликсом Лаубе, с Львом Ошаниным, с Борисом Емельяновым… Наше поколение авторов сегодня практически не востребовано, а ведь это изумительные композиторы и поэты. И так за них бывает неудобно, когда видишь, что у них работы нет, зато какие-то пацаны пишут невразумительные песни. Особенно стихи, от которых совсем можно рехнуться. К сожалению, среди молодежи мало интересных авторов. Я сейчас работаю с замечательными композиторами «среднего поколения» Гурамом Грановским и Левоном Шахбадзяном, еще с двумя молодыми авторами. А недавно мы в Москве нашли очень интересного поэта Андрея Бердземишвили. Он полугрузин-полурусский. Одно из его произведений, записанных мной – «Где-то там далеко» - очень жесткая песня о войне, о том, что где-то в мире есть райская жизнь, и там не стреляют, не убивают, а все друг друга любят. Хотя клипов я не снимаю, у меня есть задумка сделать видео из документальных материалов. Согласитесь, эта тема достаточно актуальна особенно сегодня. Вы же видите, что в мире происходит.

- Где-то читал, будто вы все свои песни записываете на собственной студии в Тбилиси.

- На самом деле это студия не моя, а моего пианиста. Не поверите, но запись всех песен происходит на кухне. Точнее в темной комнате, которая служит продолжением этой самой кухни, где установлена купленная нами аппаратура. Там и пишемся.

- Скажите, в Грузии есть шоу-бизнес?

- Конечно! Сегодня в Грузии очень много талантливых исполнителей, но они, к сожалению, заблокированы. Редко куда выезжают. Все это опять же связано с визовыми проблемами. Кстати, 26 апреля я буду в Москве проводить фестиваль грузинской песни. Вообще, этот фестиваль будет проходить в три этапа: в апреле первый тур, в сентябре финал. Ну а в декабре устроим гала-концерт, в котором будут участвовать победители. И, конечно же, в рамках этого фестиваля будут мои сольные выступления.

- Это правда, что вы прямой потомок знаменитого полководца Багратиона?

- Мама у меня из династии Багратионов (певица Манана Багратиони – авт.). Вообще, Багратиони царствовали в Грузии с IX века до конца монархизма. И сегодня их потомков осталось очень мало, поэтому фамилия Багратиони стала очень редкой.

- Связал ли кто-либо из ваших детей и внуков подобно вам свою жизнь с искусством?

- Да. Моя супруга окончила знаменитую балетную школу Агриппины Вагановой в Питере. Она заслуженная артистка, была в нашем Академическом оперном театре солисткой. Дочка Марина – театральная актриса, также как и я снималась в кино. Сейчас работает в Академическом театре имени Шота Руставели. Сын по профессии художник… Вообще, у нас в семье такая болезнь, что все пацаны почему-то начинают с барабанов.

- Вы тоже в ансамбле «Орэра» были ударником.

- Да. Я барабанил, мой сын в рок-группе барабанил. У него два сына. Старший, тоже Вахтанг, начал, было, барабанить, но потом на гитару перешел, а сейчас вот увлекся плаваньем. Младший внук Ваня – Ивико, ярко выраженный спортсмен. Увлекается горными лыжами. Еще у меня и третий внук – сын дочери Марины. Он закончил колледж в Зальцбурге, учился в университете в Лондоне. Мальчик умненький с языками. Но ни один из внуков не поет. Может, это и к лучшему, потому что надо или петь хорошо, или вообще не петь.

- Вы, кажется, в молодости тоже мечтали стать филологом.

- Я учился в инязе. Но изначально не хотел поступать в этот институт, просто меня в иняз взяли, чтобы я там пел. С первого же дня начал посещать репетиции. Но я очень сильно мечтал о профессиональной эстраде, поэтому со второго курса сбежал. Так что с языками у меня как были проблемы, так и остались.

- Несколько лет назад в Москве на Площади Звезд у вас появилась своя именная звезда. Тем не менее, у многих отношение к этой площади, где до сих пор нет звезд Пугачевой, Макаревича, и других достойных артистов, неоднозначное. Кое-кто из артистов считает, что появление на этой площади их плиты равносильно уходу на пенсию.

- Кстати, я впервые слышу, что там нет Пугачевой и Макаревича, я думал, что они там  уже давно. Вообще же в нашей стране – я так буду называть Россию, потому что мое поколение имело прямое отношение к СССР – всегда происходили какие-то несуразные вещи. И я думал, что те артисты, которых вы только что назвали, там появились первыми.

- Но они сами этого не захотели. Говорят, что им еще рано на пенсию.

- Все равно это неправильно. Другой вопрос, насколько вообще правильно иметь Площадь Звезд. Например, в Лос-Анджелесе есть целый Бульвар Звезд, по которому идешь, словно по истории кино. Там присутствие того или иного артиста считается большой честью. Между прочим, там тоже совсем недавно поставили звезду пожилому актеру Энтони Хопкинсу, который должен был там быть уже давно… Просто, наверное, у тех людей, которые начали закладывать звезды в Москве, должна быть схема истории эстрады нашей страны. И какая-нибудь молоденькая, пусть и хорошая певица все равно должна идти только после Аллы Пугачевой. Но все равно замечательно, что в Москве есть своя Площадь Звезд…

- Многим до сих пор непонятно: неужели Буба – это уменьшительно-ласкательное производное от имени Вахтанг?

- Нет конечно. Просто, когда я был маленьким, первое слово, которое я произнес, было почему-то «буба». Из-за того, что я так «бубнил», меня и прозвали Бубой.

- Что бы вы пожелали на прощание читателям «Тверской, 13»?

- Во-первых, хочу пожелать, чтобы в Тбилиси был такой же мэр, какой есть в Москве. Я с ним не очень знаком, но хорошо помню прежнюю Москву, и не могу не признать, что человек по фамилии Лужков сделал из Москвы просто куколку. Поэтому сегодня в других городах мира меня уже ничего не поражает. Считаю, что таких людей, как он, надо беречь. Во-вторых, я надеюсь, что наши с вами президенты – люди очень молодые, особенно наш, найдут общий язык, отношения между Россией и Грузией потеплеют, а эти пресловутые визы уберут, потому что они ничего не решают. Также хочу, чтобы везде наступил мир. И чтобы наши народы как любили друг друга, так и продолжали бы любить. Жаль, что наши отношения натянулись, но это вина политиков, а не народов. Я считаю, что лучше петь песни, дарить женщинам цветы и любовь, и пить водку, ха-ха-ха!

 

Николай Фандеев

(с) 2004, газета «Тверская, 13»

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА