ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

ЕВГЕНИЙ ФРИДЛЯНД: ИДЕЯ «ГОЛУБОЙ ЛУНЫ» ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ

Наш сегодняшний собеседник – продюсер Евгений Иосифович Фридлянд родился 21 июня 1967 года в г. Кемерово. В 1984 после окончания школы поступил в Кемеровский государственный медицинский университет. Но кто бы мог тогда предположить, что в скором времени студент, постигающий премудрости лечения людей, превратится в преуспевающего шоу-бизнесмена и продюсера Валерия Меладзе, Бориса Моисеева, групп «Браво», «Премьер-министр» и еще целой обоймы российских звезд?

 

-         Евгений, я заметил, что на вашем рабочем столе находится книга «Мудрость тысячелетий». Она помогает вам в нелегкой работе продюсера?

-         Ну, до «Мудрости тысячелетий» я еще не добрался. Хотя каждый человек в жизни проходит разные этапы: сначала создает себе имя, потом материальную базу, и т. д. Я не могу сказать, что все этапы прошел целиком и полностью.

-         Какие не прошли?

-         Не прошел до конца этап создания собственной материальной базы. Хотя на первом месте для меня процесс. Когда же появляется свободное время, порой хочется приобщиться и к возвышенному. Ведь у меня до сих пор есть пробелы, потому что я так и не закончил вуз.

-         На кого вы учились?

-         На врача. Возможно, из меня получился бы неплохой хирург или гинеколог. Но, доучившись до четвертого курса, я это дело оставил. Поэтому сегодня мне чего-то не хватает в восприятии искусства, которое я до сих пор воспринимаю интуитивно, полагаясь на свой вкус, хотя и могу отличить хорошую картину от посредственной.

-         А хит на самом начальном этапе способны выявить?

-         Думаю, не бывает людей, которые на сто процентов могут утверждать, станет песня хитом, или нет. Здесь важны не только музыка и текст, но и само исполнение, харизма певца, аранжировка и саунд-продюсинг.

-         Правда ли, что в свое время вы мечтали стать певцом?

-         Учась в институте, я начал потихоньку заниматься бизнесом. Появились свободные деньги. А в то время музыка была моим хобби. Тогда существовала группа «Диалог», и в Кемерово, где у меня было хозрасчетное объединение, я познакомился с лидером группы Кимом Брейтбургом. Так вот, в 1991 году, записав новый альбом «Диалога» с братьями Меладзе, мы с Кимом из Кемерово переехали в Николаев, где создали огромную студию. Но в то время в России начался так называемый «шоу-бизнес», появились новые нравы на телевидении. Да и вообще, все, что было связано с хорошей жизнью, рухнуло. И Ким, сильно обломавшись, похоронил «Диалог». Скорее от отчаяния я предложил ему сольно записать нереализованные песни. Он возражал: «Да я уже старый. Хочешь, сам их пой». – «А что? Давай попробуем!» За две недели я своим баритоном записал семь или восемь лирических песен. С одной стороны меня грело, что получилось гораздо лучше, чем «Ласковый май» и «Мираж». Но с другой стороны понял, что буду выглядеть на сцене очень смешным. Мне гораздо интереснее создавать, но при этом быть незаметным. А в апофеозе выйти на сцену и сказать, что это сделал я, и тем самым заработать и уважение коллег, и аплодисменты публики.

-         Второй пик популярности группы «Браво» в середине девяностых годов все приписывают именно вам. Вы согласны с этим?

-         Не буду возражать. Дело было так. В одном из туров, которые я тогда организовывал, работала группа «Браво», когда там только появился Сюткин. А потом мне позвонил Женя Хавтан и предложил работать вместе. Быстро нашли деньги, сняли замечательные клипы, проэфирили их. Потом провели грандиозные концерты. Помню, как я привозил из Америки на эти выступления Агузарову. И тогда пик популярности «Браво» был не меньше, чем когда-то с Жанной.

-         Но вскоре ваше сотрудничество с Хавтаном закончилось. С кем Хавтан распрощался раньше: с вами или с Сюткиным?

-         Вышла очень смешная история. Как-то Сюткин сказал: «У меня много материала, который никогда не будет реализован в «Браво». Хочу попытаться сделать сольный проект». Я считал, что это будет работать на общую популярность, и пообещал Валере помочь. В 1994 году на гастролях в Риге в перерыве между саунд-чеками он вошел в зал, встал за пульт и поставил несколько своих песен. А Хавтан был за кулисами и услышал их. Был скандал, Женя не разговаривал ни с Валерой, ни со мной. И я их уже почти помирил, но Хавтан опять стал кричать: «Я устал! «Браво» превратилось в фабрику для зарабатывания денег». Решили пригласить участников старого состава «Браво». Об этом узнали журналисты, появилась огромная статья про раскол в группе. И когда я встречал «Браво» с гастролей, Хавтан стал ругаться: «Это твоих рук дело! Я с тобой больше не желаю работать!» Я пытался убедить его, что мне нет никакого смысла разваливать свой собственный бизнес, но, в конце концов, понял, что должен быть выше этого. И ушел. А Сюткин с Хавтаном так и не смогли вместе ужиться.

-         Знаю, что после таких случаев у продюсера просто опускаются руки и напрочь исчезает желание работать.

-         Как-то поэт Александр Шаганов сказал: «Слушай, что ты мучаешься с этими артистами? Создай группу, чтобы тебе имя принадлежало». Это запало мне в душу. Когда в очередной раз мы расстались с артистом, а это был Валерий Меладзе…

-         О! Про это хочется поподробнее. На его песню «Лимбо», прозвучавшую в «Рождественских встречах» в 1993 году даже никто не обратил внимания, а в 1995 году она стала хитом. Это произошло, потому что вы к нему вернулись?

-         Я с ним и не расставался. Валерий и Константин Меладзе после распада «Диалога» продолжали записываться в нашей с Кимом студии. А самое первое появление Меладзе как сольного артиста было на киевском фестивале цветов «Роксолана». Он там уже пел и «Лимбо», и «Не тревожь мне душу, скрипка», и «Ночь накануне Рождества». Ведь это очень старые песни. Потом я отвез их Алле Пугачевой. Через неделю звоню: «Здравствуйте, Алла Борисовна, это Евгений из «Браво». Я вам парня передавал с грузинской фамилией Меладзе. Послушали?» Она: «Ой, мне ваш грузин не понравился». Через несколько дней на автоответчике слышу: «Женя, это Алла Борисовна. Перезвоните мне срочно по поводу вашего грузина!» Звоню. – «Я перепутала вашего грузина с другим грузином». И взяла Меладзе. Алла, конечно, молодец! Она заразила тогда им всю тусовку. Но кое-кто в него не верил. Помню, принес Ване Демидову клип «Не тревожь мне душу, скрипка», он сказал: «Посмотри, как он выглядит, как ходит! У него же все песни одинаковые!» На «Европе плюс» Юрий Аксюта кричал: «У нас его никогда не будет!» Я поинтересовался: «А чем Меладзе хуже вашего Влада Сташевского?» - «Влад Сташевский – популярный певец, собирает дворцы спорта. А что Меладзе?» И Игорь Крутой тогда не верил в Валеру. Меладзе действительно было трудно пробивать. Слышали грузинскую фамилию и тут же отказывали. Многие артисты, потратив полгода или год на пробивание, но ничего не добившись, опускают руки. Я считаю, что недостаток таланта можно заменить упорством и трудом. Но в случае с обоими Меладзе – и с Валерой, и с его братом Константином, который пишет музыку, им таланта было не занимать.

-         Всем хорош Меладзе, но работа у вас не сложилась и с ним.

-         Скажу честно, вместе с Валерием мы отработали шесть лет…

-         …Пять из которых по нулям. Но как только Меладзе поднялся и стал хорошо зарабатывать, он сказал, что впредь делиться с вами не желает. Так?

-         Ну, не так сказал, конечно. Во-первых, Валерий с Костей, уходя, отдали мне большую сумму денег. Хотя по контракту она должна быть в два-три раза больше, но я знал, что им столько отдать нереально. Потом, если бы не удалось все решить цивилизованно, это пошло бы в прессу. Ведь у нас всеми любимые артисты в этих случаях всегда выглядят обиженными, а продюсер эксплуататором. Я же не хотел себе такой рекламы.

-         Мне всегда в этих случаях непонятна позиция артиста. Продюсер для него благо сделал, а тот его кидает. Причем всегда в ущерб дальнейшей карьере.

-         Когда первая песня артиста появляется на радио и телевидении, ему кажется, что он сам очень большой продюсер и теперь знает, что делать дальше. Кстати, недавно у меня был большой конфликт с Борисом Моисеевым, растянувшийся почти на год. Но он, будучи взрослым человеком, нашел в себе силы сказать: «Женя, я был неправ. Давай вернемся к тому, с чего мы начинали». А Меладзе сделал большую ошибку. Он мог быть номером один в этой стране. Когда появилась песня «Сэра», началась самая настоящая истерия. Два его концерта в «Олимпийском» прошли с аншлагом. А спустя месяц он решил от меня уйти. Примерно такой же разговор у меня был с группой «Премьер-министр» после десятого места «Евровидения». Ребята почему-то решили, что на их карьере можно ставить точку. Я их уверял: «Дураки, только сейчас все начинается. Вы выступили там, куда попадают лишь номер один в нашей стране. И ваше десятое место лучше, чем пятнадцатое Пугачевой и семнадцатое Киркорова». И у Меладзе тогда только все начиналось, и думаю, что такого не повторится никогда. Не скажу, что его песни и клипы стали хуже, но в них что-то потерялось. Исчезла искренность, честность и необычность. В результате сегодня он в тираже.

-         Кто же был следующим после Меладзе?

-         Николай Трубач. Нашел его Ким Брейтбург, когда работал на Украине на радио, где проводил конкурс молодых талантов. Потом Коля Харьковец приехал в Москву. Мы отвели его в салон красоты, помыли, постригли. Придумали псевдоним. Сняли два-три клипа. А потом появился Борис Моисеев. Мы тут же решили придумать небольшой проект. Так у меня и появилась идея «Голубой луны» - дуэта с Николаем Трубачом. Брейтбург писал музыку, Трубач текст. Но поскольку Коля тогда вообще ни разу не сталкивался с голубыми и не понимал, что это такое, я ему объяснял: «Смотри, вот есть Сергей Пенкин, «Принц Серебряный». Придумай и ты что-нибудь аналогичное». Сначала назвали «Красное солнышко», потом все же остановились на «Голубой луне». И песня просто взорвала ситуацию! Получилось все в точности, как с «Тату». Жалко, что у нас тогда выходов на Запад не было, а то и там это могло бы так стрельнуть! В общем, пошли звонки: «Хотим их вместе на гастроли!» И Коля, и Боря, которые раньше работали в клубах, стали собирать дворцы спорта.

-         Не ломала ли вас тогда голубая тема?

-         Мы никакой голубой темы не продвигали. Мы спели сказку про двух братьев, один из которых нормальный, а второй голубой. Это уже гей-сообщество пыталось из песни сделать гимн, а мы хотели, чтобы у людей была нормальная реакция.

-         Да, но в результате Трубача теперь все считают голубым. И на своих концертах он из-за этого постоянно ругает Моисеева.

-         Вот поэтому я с Николаем больше не общаюсь. Боря – артист с большой буквы, и он оказал на неотесанного Колю из деревни Пересадевка Николаевской области очень большое в профессиональном смысле влияние. А о людях, которые тебе так сильно помогли в жизни, вообще нельзя плохо говорить. Я внушал Коле: «Про меня тоже говорили, будто я голубой. Ну и как я должен был реагировать? А Элтона Джона, Джорджа Майкла, Робби Уильямса, Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева – их что, не любят, что ли?» Коля сейчас этими своими речами пытается заработать себе уважение, но думаю, что когда он со сцены ругает Борю, положительной реакции зала это не вызывает.

-         А вы случайно не имеете отношения к истории с Нильдой Фернандесом?

-         Имею. Как-то мы сидели у Моисеева дома, и я предложил: «Давай сделаем у Артемия Троицкого в «Плейбое» с тобой фотосессию». Звоню Троицкому. Он и говорит: «Боря танцует одну зарубежную песню, исполнитель которой скоро приедет в Москву. Могу его свести с Борей». Ну а дальше произошла обычная история двух популярных артистов. Боря популярен здесь, Нильда во Франции, и немножко в Испании и Бразилии. Проект этот финансировал Моисеев, Фернандес только приехал и спел. Понятно, что хедлайнером был Боря. А Нильду это задевало. Началось напряжение. Они общались через переводчика, тот что-то там неправильно перевел… В общем, Нильда с Борей разошлись. Считаю, что это тоже большая ошибка творческих людей, поскольку тандем был необычайно хорош. Два артиста, абсолютно разных по жанрам, по менталитету, по сексуальной ориентации…

-         А разве Нильда не гомосексуалист?

-         Нет! У него пятеро детей в разных странах. Двое во Франции, один ребенок здесь, один в Бразилии и один в Испании. Но точно знаю, что это еще не конец сотрудничества Нильды с Борей, потому что в Америке и Израиле должны состояться их совместные концерты, о которых договорились еще год назад.

-         Расскажите о группе, название которой принадлежит всецело вам, и вы вольны в ней менять состав по вашему усмотрению.

-         Название «Премьер-министр» действительно принадлежит мне. Идеей создания проекта я поделился с Кимом Брейтбургом, и она более-менее приобрела какие-то формы, когда мы познакомились с поэтом-песенником Костей Арсеневым. У него тогда была девичья группа «Жженый сахар», он предложил ее мне. Я сказал: «С девушками работать не буду, потому что не хочу связываться с их бой-френдами». И Костя порекомендовал трех ребят, работавших в ресторане: Жана, Пита и Диму Ланского. А буквально за месяц до этого Ким прислал ко мне парня, который учился в консерватории, и пел в ресторане, в который люди ходили исключительно на него. Он пел, скакал, играл на скрипке лежа на столе. В общем, делал целое шоу! Это и был Слава Бодолика, ставший в группе четвертым. Так и образовался «Премьер-министр».

-         Стоп! А разве Дима Ланской не пел до «Премьер-министра» в «Братьях Дорохиных»?

-         Пел. Когда мы подписывали с ним контракт. Виктор Дорохин кричал, что имеет все права на Диму. Я сказал: «Если у вас с Димой договор, я не буду переходить дорогу». Но договора не оказалось, Виктор лишь показал мне видеосъемку, где ребята кричали, что они «Братья Дорохины». И Дима пришел работать в «Премьер-министр».

-         Сольное творчество на стороне ребятам разрешено?

-         Да! С самого начала.

-         А почему тогда Дима Ланской покинул проект?

-         Ланской сам по себе капризный парень. Он мнил себя лидером в коллективе, считал, что он самый умный, самый начитанный. Постоянно ворчал: «Вы не ту музыку играете. Да и вообще не хочу больше с этими лохами выходить на сцену!» Поэтому мы его заменили.

-         Какие главные выводы вы сделали после выступления на «Евровидении-2002»?

-         Во-первых, что слабых конкурентов не бывает. Во-вторых, наша музыка находится на высоком уровне по отношению к Европе. Хотя, конечно, нам не хватает хороших продюсеров, саунд-продюсеров, аранжировщиков, авторов. Но в целом, мы не слабее их. В-третьих, мы получили неоценимый опыт. И спасибо Первому каналу за то, что они послали нас, а не Орбакайте, Баскова или Витаса. Но мы не успели проехать по Европе с промотуром, и Европа на нас не среагировала. Где-то и я не доработал. В какой-то момент у меня была идея сделать из выступления «премьеров» иллюзион. Чтобы во время исполнения «Девочки с севера» у кого-то из ребят из рук падали льдинки, у кого-то прямо в руках распускалась роза. Но Ким отговорил: «Женя, не делай из них клоунов. Получится смешно». И я послушал его, хотя с иллюзионистами у меня уже была полная договоренность. А когда увидел выступление Марии Наумовой из Латвии, то почувствовал, как от нас уплывает первое место. На всю жизнь осознал, что если у меня что-то родилось, я не должен это с кем-то обсуждать, а просто взять и сделать.

-         Вы сказали, что с девушками работать не будете. Теперь переходим к вашему следующему проекту.

-         Не хотел связываться с девушками, не хотел. Но жизнь меняется. Я получил дополнительный опыт, чуть по-другому стал выстраивать отношения с людьми. Хотя женский проект порождает дополнительные морально-этические проблемы. MALINA - молодая девушка из Ульяновска. Очень артистичная, с хорошими вокальными данными, отличной хореографией и искоркой в глазах. Мы уже записали с ней альбом и сняли несколько клипов.

-         Почему у Малины до сих пор нет хита?

-         Хит хиту рознь. Под то, что с ней сделано, у нас нет радийного формата. Она попадает лишь под формат «Хит-FM» и «Радио Максимум». Но даже они не хотят ее раскручивать, ждут, пока этим займется кто-нибудь другой.

-         А клип на «ящике» за деньги крутить не пробовали?

-         Где взять деньги? У меня же нет никакого другого бизнеса.

-         Можно, например, найти бюджет, как ваш коллега Иосиф Пригожин.

-         Нет! Хочу по ночам спать спокойно! Я в свое дело жизнь вкладываю, трачу здоровье, и не желаю, чтобы какой-нибудь богатый дядя мне потом говорил, что я что-то не так сделал. Мне чужого не надо, но и мое не трогайте! Но ведь бюджет тоже ничего не решает. Между прочим, на мой «Премьер-министр» за все пять лет существования потрачено меньше миллиона долларов. Хотя у группы есть тринадцать клипов, записано несколько дисков. Причем все без посторонних финансовых вливаний. И с Борисом Моисеевым мы делаем все сами. Так что и Малину осилим.

-         А не боитесь, что, раскрутив Малину, у нее появятся богатенькие бой-френды, и тогда начнутся проблемы. Ведь подобное бывает практически со всеми певицами.

-         Во-первых, контракт, во-вторых, надеюсь, у нее хватит головы…

-         Не хватит.

-         Значит, судьба наша такая, и ничего не поделаешь. Я отчетливо осознаю, что ей все будут говорить: «Малина, какая ты офигительная! А кто такой этот Фридлянд?» Это было, есть и будет всегда. Поэтому постараюсь больше времени проводить с ней и контролировать ситуацию.

-         Напоследок, расскажите о вашей семье.

-         У меня трое детей. Старшей Кате шестнадцать лет, мечтает стать журналистом. Она отлично излагает свои мысли, свободно владеет английским. Любит хип-хоп и RnB. Сыну Дэвиду шесть лет, хочет стать врачом. А младшей Далиде, которую мы назвали в честь французской певицы, всего два года.

-         Как отдыхаете от основной работы?

-         Мое главное хобби – дизайн. И в своей собственной квартире, и у Бори Моисеева я принимал непосредственное участие в создании интерьера. Еще очень люблю готовить. Кстати, свои первые деньги я заработал, когда мы с товарищем испекли торт и потом продавали его на улице по частям. Мое последнее увлечение – коллекционирую фотоаппараты. И чувствую, что это хобби, как и в свое время музыка, перерастает в профессию. Так что в скором времени сам буду делать фотосессии для своих артистов.

 

Николай ФАНДЕЕВ

(с) 2003, журнал «Хит-парад»

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА