ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

МИСТЕР ЧАСИКОВ

ИНТЕРВЬЮ С КОМПОЗИТОРОМ ВИКТОРОМ ДРОБЫШЕМ

Практически все авторитетные музэксперты сходятся в едином мнении, что этот автор является самым удачливым поп-композитором последних лет. Судите сами: одни только его «Часики», которые так блистательно исполнила очаровательная Валерия, сегодня наизусть знает вся страна. Перу этого автора также принадлежат песни «Была любовь», «Черно-белый цвет», «Обо мне вспоминай» (Валерия), «Нежная» (Диана Гурцкая), «Свет твоей любви» (Кристина Орбакайте), а также оба дуэта Орбакайте и Руссо – «Любовь, которой больше нет» и «Просто любить тебя».

Знакомьтесь, наш собеседник – популярный композитор ВИКТОР ДРОБЫШ.

 

- Виктор, для всех нас вы появились в шоу-бизнесе внезапно, когда пару лет назад артисты вдруг запели ваши песни. Хочется немного разузнать и о вашем прошлом.

- Сам я родом из Петербурга. Мое музыкальное прошлое началось довольно рано, лет с восемнадцати. Именно тогда меня пригласил к себе работать Игорь Романов из «Землян». Но поскольку «Земляне» уже были на грани распада, я с Игорем перешел в группу «Союз», где проработал года четыре. Потом ушел из «Союза», участвовал в создании группы «Санкт-Петербург», с которой мы выступали на «Песнях года» и пели «Очарована, околдована» и «Русские, русские». Собственно, я и ушел от Романова, потому что почувствовал, что нам вдвоем стало тесно в одной группе. Потом, бросив все, решил сделать западный проект. В результате появился «Пушкинг». В эту группу я вложил все, что у меня было, включая голову и мозги. К тому времени меня уже закинуло в Германию, где мы с Романовым бывали на гастролях, и у меня на Западе появились влиятельные друзья – продюсер «Супермакса» Петер Хауке, а также хозяева группы «Snap!». Но, к сожалению, «Пушкинг» оказался самым печальным проектом в моей жизни, и он мне ничего, кроме разочарования, не дал.

- Почему так произошло?

- Это как раз тот случай, когда нельзя доверять торгующим рыбой людям музыку, если в ней ничего не понимают. В результате из «Пушкинга», который я создал, я ушел. Но в середине 90-х у меня все хорошо покатило в Германии. Появилось много знакомых, и я остался в этой стране работать. Был музыкальным директором немецких мюзиклов. Работа нудная, но невероятно интересная. Опять же нужного опыта набрался.

- Почему вы, человек со столь обширным рокерским прошлым, начали создавать поп-хиты?

- Ой! Да я и сейчас рокер.

- Ага! По вашим опусам-то видно!.. Ладно, как в попсу-то попали?

- Хотите верьте, хотите нет, я всегда был убежденным рокером, и считал, что попса – дерьмо полное. На самом же деле это не вовсе не дерьмо, и сделать что-то хорошее, чтобы зацепить народ, можно в любом жанре. Не зря многие называют музыку девяноста процентов наших рокеров «говнороком». Лучше делать все, что угодно, только хорошо. Я общался с людьми, которые играют рок, но в то же время пишут музыку и к мюзиклам, и к фильмам. В общем, играют вообще все, что угодно. И мое классическое консерваторское образование тоже позволяет делать мне и то, и другое, и третье. В общем, в Германии я оброс друзьями, и известный по работе с «Enigma», «’NSYNC», «Backstreet Boys» и «No Angels» Питер Риз и поэтесса Мэри Сьюзан Эпплгейт, которая благодаря своей балладе «The Power Of Love» (Дженифер Раш, Селин Дион – авт.) вошла в книгу рекордов Гиннеса, смогли дать мне большую дорогу на очень высоком уровне. Я начал сначала смотреть, как они работают с Уоррен Джи, «Culture Beat», потом сам помаленьку начал делать аранжировки, продюсировать. И моей первой серьезной работой в Европе стал проект «BG The Prince Of Rap», который достиг в хит-парадах Германии первого места.

- Расскажите о хельсинской радиостанции «Радио Спутник», на которой вы работаете.

- Я являюсь вице-президентом этой радиостанции. Между прочим, «Радио Спутник» - это первая зарубежная  коммерческая русскоязычная FM-радиостанция, которая начала вещать 24 часа в сутки.

- Какова ее аудитория?

- В Финляндии достаточное количество русскоязычного населения. Плюс прилегающие районы России, включая Петербург. Между прочим, сейчас у нас в Петербурге уже есть отдельный офис и студия. Наши утренние шоу идут из Хельсинки, а вечерние из Питера.

- Какая ваша первая песня удачно ушла в народ и стала хитом?

- «Да Ди Дам».

- В чьем исполнении?

- Здесь вышла интересная история. Когда после работы в Германии я перебрался жить в Финляндию, и финские компании начали предлагать мне проекты. Я создал дуэт «Pets», и песня «Да Ди Дам» в их исполнении стала в Финляндии и некоторых других европейских странах очень даже знаменитой, а я от фирмы «Edel Records» получил за нее Золотой Диск.

- Многие до сих пор считают, что исполнение «Да Ди Дам» Кристиной Орбакайте является вашим злостным плагиатом по отношению к «Пэтс».

- Это от бескультурья. Я бы не набрался такой наглости, чтобы прийти на «Песню года» и получить за «Да Ди Дам» диплом, если бы ее написал не я, а какой-нибудь фирменный композитор.

- Ну а с Кристиной вы как познакомились?

- После группы «Пушкинг» я вообще было, разочаровался во всем, что происходит в российском шоу-бизнесе. В Германии у меня был трехлетний контракт с «Sony Music», и однажды на Мидеме (международной музыкальной ярмарке – авт.) мои друзья про меня сказали: «Рашен соул». И тут один американец предложил мне: «А я тоже двух русских знаю, у меня с ними контракт. Это Алла Пугачева и Филипп Киркоров. Не хочешь им песен посочинять?» Я говорю: «Мне по кайфу здесь, а этих людей я даже не знаю». Тем не менее, когда в один прекрасный день я приехал в Москву, чтобы показать город моему ребенку, я заодно заехал и к Алле Борисовне. Показал ей несколько песен, включая «Да Ди Дам» и «Свет твоей любви». Алла Борисовна сразу раскусила во мне неплохого парня, и призвала к работе.

- Но не с собой, а с Кристиной?

- Так получилось. В принципе, трудно было понять, что мне надо было делать с Аллой Борисовной. А специально на заказ писать песни я вообще не умею, мне как минимум нужно вдохновение. Хотя в принципе «Свет твоей любви» и был изначально сочинен для Аллы Борисовны, что-то у меня с ней не срасталось. А с Кристиной получилось более логично. И все мы тогда решили, что в варианте Орбакайте эта песня будет лучше и круче.

- Ваш постоянный соавтор Лена Стюф – это, как мы понимаем, ваша супруга?

- Да. Я, собственно, и живу в Финляндии, потому что мать Лены финка, но со шведскими корнями. А отец у нее русский, и сама Лена долгое время жила в Эстонии.

- Кристина начала петь ваши песни, они стали хитами. Ну а дальше?

- Дальше работая с Кристиной я познакомился с уникальным человеком – продюсером Иосифом Пригожиным. Он буквально забил в мою голову мысль сделать дуэт – Кристина Орбакайте и Авраам Руссо. И когда я отдыхал с женой и детьми в Монте-Карло, я на пляже за три минуты просто – баммм!!! – сочинил мелодию. А моя Лена написала слова «За закат, за рассвет, за любовь, которой больше нет, тебя благодарю». Позвонил Пригожину и сказал, что у меня готова песня. И именно с этого началась дуэтная история, которая стала очень успешной для обоих. Так я и скрестил Кристину с Авраамом. А вторую песню мне для них было написать уже гораздо легче.

- Но после этого вы также сочинили несколько песен исключительно для Авраама. Трудно было работать с человеком восточных кровей, спевшим в результате ваш романс?

- Очень тяжело. Но в то же время мне понравилось, как акцент Авраама ложится на почти пушкинский текст в романсе «Я не люблю вас и люблю». Получился такой неповторимый кайф! Авраам – суперталантливый человек, и в отличие от многих наших звезд он пока еще работяга, и в нем нет никакой заносчивости. Он приходит в студию и говорит: «Да, всё? Слющай, харашо?» С ним очень легко работается, Авраам смотрит в рот и пытается сделать все, о чем я его прошу, а потом делает сам, что он хочет.

- Следующим этапом в вашем творчестве стала Валерия?

- Этот весенний день стал самым счастливым днем в моей жизни! Пригожин тогда сказал мне: «Подожди в офисе, сейчас одна девушка приедет, вдруг захочешь с ней поработать». Если бы не Валерия, я бы не вступил так основательно на русскую эстраду. Мне хватало Кристины с Авраамом, и все оставшееся время я думал работать в Финляндии. Но когда я увидел Валерию, она меня так «зацепила»! Я показал ей несколько демонстрационок, ее моя музыка тоже «зацепила». И уже через пару недель мы стали «обрастать альбомом». Сначала появилась «Была любовь», потом «Часики».

- О «Часиках» хотелось бы поподробнее.

- Для меня эта песня действительно стала знаковой. Меня уже даже композитором Часиковым начали обзывать. После баллады «Была любовь» Валерии потребовалась песня, чтобы ее запел народ. А у нее до меня песни были супер, но не народные. Мне же хотелось ее немножко сдвинуть к «тадамц-та-дадамц, тадамц-та-дадамц», но при этом не перейти грань пошлости. Позже один известный журналист даже назвал эту песню «недоразумением под названием «Часики». Но это скорее от неразборчивости и недостатка у него ума.

- Вообще-то многие журналисты ваш альбом считают для Валерии шагом назад.

- Это либо сделано по заказу ее бывшего мужа Шульгина, либо «не по честноку». Я же уважаю вообще все, что у Валерии было сделано до меня. Поэтому, начав с ней работать, у меня встала сложная задача. Мне еще тогда Игорь Яковлевич Крутой говорил: «Смотрите, если сделаете даже то же самое, что у нее было раньше, считайте, что облажались. А сделаете посредственно – это и вовсе будет для нее кранты». Поэтому я тогда и подумал о «Часиках».

- Начав работать с Валерией, вам не приходилось общаться с Шульгиным?

- Нет. И желания такого не было. Я общался с ним всего раз в жизни, когда через одного приятеля с ним познакомился. Но еще не знал, что они уже не вместе, и хотел предложить ему для Валерии песни. Но мне кажется, он меня с самого начала невзлюбил. Начал разводить меня на авторские права, даже не слушая материал. В итоге я не стал показывать ему песни, и через пять минут наш разговор закончился.

- После столь успешного альбома Валерии работать с ней продолжите?

- Конечно. Но я не хочу, чтобы Валерия работала только со мной, и готов к тому, чтобы на ее новом альбоме присутствовали и другие авторы. Ибо все звезды ранга Мадонны меняют авторов, аранжировщиков, студии, продюсеров не из-за того, что те плохие, а потому, что постоянно требуется свежая кровь. И надеюсь, что у Валерии такая свежая кровь появится. А если даже не появится, все равно с этой женщиной я неразрывен, потому что я ей обязан. Может и она мне тоже чем-то обязана. По-хорошему обязана, понимаете?

- После успеха Валерии вы стали необычайно востребованным автором. Ваши песни уже поют и Диана Гурцкая, и некая Слава, и т. д.

- Диана Гурцкая – очень уважаемая мною певица, и я просто не в силах был ей отказать. Тем не менее, я ее полгода динамил с песней. Думал, что если напишу ей еще одну слезливую балладу, получится либо в лучшем случае как у Николаева, либо хуже. Но ничего нового не будет. Пока не придумал, что Диане нужна быстрая песня, а в клипе не очки, а повязка и т. д. Уж не знаю насчет нашего с ней продолжения… Что касается Славы, думаю, что с ней у меня получится так же успешно, как год назад с Валерией.

- Слава, конечно же, с огромным бюджетом?

- Нет! И дело-то тут вовсе не в бюджете. Есть сотни артистов с гораздо большим бюджетом, чем у Славы, но я никогда не соглашусь с ними работать. Слава – это молодая, но очень яркая девчонка. Через год вы обязательно вспомните это имя…

- …Благодаря «краснознаменным» хитам Виктора Дробыша?

- Благодаря всему.

- Как вы появились на «Фабрике звезд – 4»?

- Меня для сотрудничества в качестве композитора пригласил Игорь Яковлевич Крутой.

- Разве у него нет композиторской ревности к вам? Ведь у вас-то вон какие хиты получаются, а у него что-то не очень.

- Никакой ревности! В данной ситуации вообще нельзя сказать ни про одну из наших песен, хит она или не очень. Это, как правило, показывает время.

- Знаем, что кроме работы на «Фабрике звезд – 4» вы также подрядились работать и с ребятами из «Фабрики звезд – 3».

- Было бы нетактично и по отношению к четвертой «фабрике», и по отношению к Игорю Яковлевичу, и по отношению к молодым ребятам начать одновременно работать сразу на два фронта. Поэтому я заступаю на должность музыкального продюсера «Фабрики звезд – 3» ровно через день после окончания «Фабрики звезд - 4». Но в то же время гарантирую, что того, с кем я сейчас работаю на четвертой «фабрике», в дальнейшем не брошу.

- Если говорить о третьей «фабрике», вы и тут, как в случае с Валерией, стали последователем Шульгина. Как бы вы прокомментировали сей забавный факт?

- Скажу так: как и Валерия, эти ребята не мусор, который я должен подметать. Они необычайно талантливые и очень достойные.

- Ряд наших отечественных композиторов, внезапно появившихся и, как и вы выдавшие за короткое время массу хитов, спустя пору лет куда-то исчезли. Яркий пример – Олег Молчанов. Его песни лет семь назад пели все наши звезды, но сегодня о нем вообще ничего не слышно. Не боитесь ли, что подобное может произойти и с вами?

- Не дай Бог, конечно. Хотя все это в наших руках. Дело здесь в том, что когда у тебя все начинает катить, появляется много соблазнов. Появляются деньги, люди начинают обзаводиться недвижимостью, строят дома. Покупают лодки, начинают злоупотреблять отдыхом. У кого-то появляются тетки, у кого-то мужики. И такие люди начинают ставить на второй план то, благодаря чему они поднялись. Еще я заметил одну вещь: чем у тебя все лучше, тем ты становишься более пустым. Когда все проблемы, причем не только финансовые, устаканиваются, начинаются многочисленные приемы, встречи, и это начинает по-настоящему ломать. Все это нужно как-то пережить. Нужно свою душу оставить голодной, а рвение свое сохранить, как будто тебе до получки не хватает ста рублей. Но при этом уже начать жить более комфортно. Лично я все свои лучшие песни сочинил в подвале, играя на клавишных. Ведь мне так хотелось сочинить хиты. А сейчас я могу год ничего не сочинять.

- А сейчас у вас песни сочиняются?

- Тьфу-тьфу-тьфу, сочиняются. И мне кажется, получаются даже лучше, чем раньше.

На «Фабрике звезд» Женя Волконская спела мой медляк «Ничего не обещал», который ничуть не слабее, чем «Свет твоей любви» или «Была любовь».

- Напоследок скажите, вам самим-то запеть не хочется?

- Композитор Владимир Матецкий мне каждый раз звонит и шутит: «Когда же ты, сволочь, запоешь?» Да я уже толстый и старый, ха-ха-ха! Буду ли я соответствовать всему тому, что требуется от артиста? Не буду ли выглядеть как клоун? Поэтому пусть поют те, кто умеет это делать, а я им лучше буду писать хорошие песни.

 

Николай Фандеев

(с) 2004, газета «Тверская, 13»

(с) 2004, Николай Фандеев

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА