ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

ВАЛЕРИЙ БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ: ЛЮБЛЮ, КОГДА ВСЕ КРАСИВО

 

Поначалу к деятельности продюсера Валерия Белоцерковского коллеги относились крайне скептически: «Еще бы! С таким финансированием и не раскрутить Алсу?» Поэтому после его расставания со своей подопечной, многие посчитали, что успешной деятельности продюсера пришел конец… А потом появились «Любовные истории», которые уже сегодня сильно потеснили другие девичьи группы. Причем абсолютно без мощного финансирования!

   

-         Валерий Александрович, как вы стали продюсером, и как вы вообще попали в шоу-бизнес?

-         Дело в том, что мое прошлое было достаточно бурным. Учась в Днепропетровском металлургическом институте, я прошел хорошую школу КВН. Еще мне приходилось заниматься и бальными танцами. Я танцевал самбу, румбу, ча-ча-ча, квик-степ, выступал на самом серьезном уровне. Но кончилось детство – кончились бальные танцы. А кончилось студенчество, и я уехал на Север зарабатывать деньги.

-         По распределению?

-         Нет. Моя специальность – трубопрессовое производство, обработка металлов давлением. Но у меня уже тогда была семья. А когда родился ребенок, денег стало постоянно не хватать, поэтому я и поехал за «длинным рублем». Работал водителем, жил в бараках и вагончиках. А тут грянули новые горбачевские времена, и стало можно работать на себя. В Мегионе – маленьком городишке, что к северу от Тюмени, где я тогда жил, я занялся лесозаготовками. Взял кредит в 25 000 рублей в банке, в то время это были сумасшедшие деньги.

-         Вернули?

-         Конечно. Бизнес у меня пошел весьма успешно. А в соседний Нижневартовск тогда вовсю приезжали артисты. И я подумал: «А почему к нам они никогда не приезжают?» С точки зрения бизнеса тогда мне заниматься этим было совершенно неинтересно. Но был «политический» интерес, потому что, начав возить артистов, я получил бы доступ к горисполкому. В бизнесе ведь всегда важны связи. И вот таким способом, начав приглашать артистов, я решил эти связи налаживать.

-         Первым исполнителем, которого вам удалось привезти в Мегион, был кто?

-         Лайма Вайкуле. Это был 1987 год. Все были просто счастливы! А я получил доступ к горисполкому. В 1991 году я переехал в Москву. И, как и все стал параллельно заниматься и торговлей, и много чем еще. А к тому время мы уже дружили с Игорем Крутым. Он знал меня как опытного промоутера, и постоянно говорил: «Давай спродюсируй кого-нибудь!» Я ему: «У меня же нет ни слуха, ни голоса, ни музыкального образования. Какой, на хрен, из меня продюсер?» На что он говорил: «Для продюсера главное не музыкальный слух, а музыкальный вкус». И как-то раз он позвонил мне: «Приезжай, есть дело». Я приехал и вижу: сидит какой-то симпатичный парень с обаятельной улыбкой, и Игорь его мне представляет: «Знакомься, это Вадим Байков».

-         А он уже тогда был Байковым, а не Бояковым?

-         Байковым. У него уже был альбом с известной песней про рулетку. Свой первый продюсерский опыт я вспоминаю сейчас с большой самоиронией и даже с налетом стыда, потому что, как выяснилось, я тогда не понимал элементарных вещей. И мы вместе с ним учились: я быть продюсером, а Вадик звездой.

-         И, тем не менее, спродюсированный вами его альбом «Арифметика любви» был весьма успешным. Но вот относительно вашего заявления, будто у вас нет ни слуха, ни музыкального образования, мне кажется, вы лукавите. Я не раз от многих слышал, будто раньше вы были ресторанным лабухом-саксофонистом.

-         Полная чушь!!! Я никогда в жизни не играл ни на одном инструменте, и та гитара, что стоит у меня в углу, лишь для того, чтобы композиторы, которые ко мне приходят, показывали на ней свои песни. Понятно, что за те семнадцать лет в шоу-бизнесе я мог бы научиться владеть гитарой хотя бы на уровне дворового музыканта. Но я сознательно этого не делаю, потому что, либо это надо уметь делать в совершенстве, либо вообще не надо делать. И я четко отдаю себе отчет, что научиться этому в совершенстве мне не дано.

-         Между прочим, десятью минутами раньше я сам слышал, как на репетиции вашей группы «Любовные истории» вы лично произносили такие слова: «синкопа», «триоль», «контрапункта», «мелизм». Что, тогда, по-вашему, триоль?

-         Если вы хотите мне устроить сейчас экзамен, то не получится. Я не владею музыкальной грамотой. Я не понимаю, что такое ля бемоль и фа мажор. Просто опытным путем знаю, как эта триоль звучит. Чувство ритма у меня, если не идеальное, то приближенное к нему. Поэтому с кем бы я ни работал, ритмику и динамику я всегда делаю сам и никогда никому этого не доверяю. А нотами всегда занимался либо Вадим Байков, поскольку у него практически абсолютный слух, либо саунд-продюсер.

-         После хитовой «Арифметики любви» у Байкова вышло еще два диска, в результате его популярность резко упала, а потом и вовсе сошла на нет. Почему так произошло, господин продюсер?

-         Поскольку мы тогда с Вадиком еще только учились, мы договорились, что продюсер в творчество не лезет. В этом вопросе у меня были просто связаны руки. А Вадик был человеком самобытным и самодостаточным, он считал, что нужно делать так, а не иначе. И хотя я считал по-другому, его мнение было решающим. Я имел отношение к раскрутке его песен, и если песня не шла, то она не шла, сколько бы я в нее ни вкладывал.

-         А по чьей идее самодостаточный и самобытный Вадим Байков следующий альбом после хитовой «Арифметики любви» решил выпустить не из своих песен, а из песен Игоря Крутого?

-         По моей.

-         Признаете ли вы сегодня этот ваш шаг ошибочным?

-         Не признаю, потому что в этой пластинке были удивительно красивые песни: «На Ордынке», «Царица моих сновидений» и много других. Одну из них – «Лунную тропу» я даже потом взял для Алсу. И «Ордынка» достаточно хорошо пошла. Но что-то произошло потом, со следующим альбомом, который мы пытались писать в Лос-Анджелесе. Мы потратили на него сумасшедшие деньги, но он не пошел. Песня «Незаконная жена», на которую Вадик решил ставить, вот с нее и началось падение. Эту песню сделали слишком фирменно, и при этом ушли от того, что с негативным оттенком называется «совок». А я считаю, что «совок» - это хорошо. Это наша музыка, которую мы любим, которая привычна для нашего уха и органична нашей среде. И ничего здесь негативного нет. Вот если говорить о качестве музыки, то, причем тут «совок», если некачественная музыка есть во всем мире? Для меня Вячеслав Добрынин, Юрий Антонов, Давид Тухманов, Раймонд Паулс – это «совок», за который я готов встать и снять шляпу перед этими людьми.

-         А кто в вашей команде появился раньше: Алсу или Александр Шевченко?

-         Шевченко раньше. Я с ним дружил, и в то время искал девочку для своего нового проекта, который у меня уже тогда был в голове. А Саша Шевченко, на мой взгляд, один из самых талантливых авторов последнего десятилетия. Алсу попала ко мне абсолютно случайно. Еще когда мы жили на Севере, я был шапочно знаком с ее папой, у нас было очень много общих друзей. И вот один из них, услышав, как Алсу поет дома, предложил родителям: «Покажите ее продюсерам. Например, Валере Белоцерковскому, нашему земляку». Они мне позвонили, встретились, и я понял, что это та самая девочка, которую я искал. Я сначала решил вести ее в направлении русской Шаде, но потом понял, что у нас это не будет иметь желаемого успеха. Поэтому я судорожно искал «стартовую» песню. А Шевченко тогда написал для себя «Зимний сон», который первоначально был в мужском варианте. Я вцепился в нее и заставил его переделать в женскую песню. Поначалу никто из моей команды не был согласен с этим решением. Помню, у меня и радиостанции «Зимний сон» долго не брали, говорили, что это неинтересно. И телеканалы клип не брали, говорили, что это «Санта-Барбара», что это немодно.

-         А вы денег за ротации им не пробовали предлагать?

-         Я никогда ни с одной радиостанцией не работал по коммерческой линии.

-         А как же «Зимний сон» позже попал в жесткие ротации некоторых телеканалов?

-         Минуточку! Есть телеканалы, которые денег с артистов вообще никогда не берут. Например, Первый канал или MTV. Помню, как принес я песню на MTV Борису Зосимову. А он мне говорит: «Старик, ты извини, но я это в эфир не поставлю. Это какое-то не «эмтивишное» кино». А через полгода Зосимов мне звонит: «Валера, как же я был не прав!» И все лето Боря на MTV крутил «Зимний сон».

-         А что с «Муз-ТВ»?

-         Ну а там всегда и все на коммерческой основе, и там не дешевле и не дороже, чем на других коммерческих каналах.

-         То есть им вы просто платили за эфиры деньги?

-         Да.

-         И потом у Алсу случился огромный успех. А довольны ли вы были прессой о вашей подопечной? Все-таки по понятной причине большинство было с негативным оттенком.

-         Понимаете? Мы народ, склонный к самобичеванию. Если в Америке любят успешных, то у нас любят убогих. А Алсу была успешна во всем: богатые родители, учеба за границей, да еще такой всплеск карьеры! Но это, к сожалению, вызывало, в основном злобу и зависть. Какую только чушь не писали и не придумывали! Тогда в стране был кризис, с деньгами у всех полная жопа, а тут пишут, что Алсу прилетела на частном самолете в окружении восьмисот охранников! Зачем?!

-         Вы вначале, как я понял, подписали контракт с родителями Алсу, поскольку сама девушка становилась совершеннолетней лишь спустя три года, а значит, ее подпись не была юридически правомерной. Так?

-         Была подпись Алсу, продублированная подписями ее родителей.

-         На три года?

-         На десять лет.

-         А вот у меня сведения, будто через три года, когда Алсу стала совершеннолетней, ваш контракт просто не был пролонгирован.

-         Нет. Мы сделали по-другому. Мы создали с Алсу совместную фирму «Мегаполь Арт». Она существует и сегодня.

-         И вы сегодня с Алсу совладельцы этой фирмы?

-         Да. Эта фирма владеет всеми правами творчества Алсу. И авторскими, и смежными.

-         А компания «Universal» правами на фонограммы Алсу случайно не владеет?

-         «Universal» не владеет материалом, который делался мной. А в то, что делается с Алсу после нашего расставания, я вообще не вмешиваюсь. Потому что одной из причин моего ухода от нее и было несогласие с политикой, методами и уровнем профессионализма русского менеджмента этой фирмы.

-         Тогда зачем вам совместная с ней фирма?

-         Ну, волею судьбы я стал ее совладельцем.

-         А как вообще получилось, что вы, занимаясь Алсу всецело, подпустили к себе со стороны этот самый «Universal»?

-         Мы были абсолютно уверены, что у Алсу есть все данные, чтобы состояться как артистке на международном уровне. Но так как я никогда на этом уровне не работал, нам был нужен проводник. А «Universal» – мировая компания, у них в России филиал, и это, собственно, меня и подкупило. То, что я пожалел об этом пятьсот раз – уже второй вопрос. Уже на момент подписания с ними контракта, я понял, что это жулье. Со мной они контракт так и не заключили. И сейчас мои юристы пытаются найти с ними компромисс. Но «Universal» продолжает морочить мне голову, каждый раз делая абсолютно невыполнимые предложения. Если наше терпение иссякнет, мы подадим на эту фирму в суд. Будем добиваться всех обещанных выплат на основании нашей с ними первоначальной договоренности, поскольку у нас есть все доказательства того, что это был спланированный «кидняк».

-         Почему вся ваша команда, включая Байкова и Шевченко, ушла с Алсу, а не осталась с вами?

-         Никто ни от кого никуда не уходил. Уходя из проекта, я потребовал: «Все музыканты и креативщики остаются с Алсу».

-         Да, но они вольны были не подчиниться.

-         Тогда у меня они бы не остались. Потому что я не пою, мне не нужны музыканты, которых я собирал под Алсу. Поэтому оставлять их с собой было бы абсурдно. А вот своим офисным сотрудникам я оставил право выбора. Я собрал их и сказал: «Ребята, пока я буду строить новый проект, у нас будет достаточно тяжелое финансовое положение. Жировать не будем, поэтому, кто хочет, может уйти». Остались все, никто не ушел.

-         Да, но у вас вскоре появился новый проект, которому нужны и музыканты и авторы. А Шевченко, как вы сами только что признали, один из самых талантливых авторов последнего десятилетия.

-         Первое: не факт, что песни Шевченко подошли бы новому проекту. Второе: вот у меня список песен, исполняемых «Любовными историями». И есть песни, которые написаны Александром, правда, в соавторстве со мной.

-         А вы что, уже и песни сочинять начали?

-         Как ни странно, да.

-         Не имея ни слуха, ни музыкального образования?

-         Придуманную мной мелодию я либо напеваю на диктофон, либо сажаю напротив себя человека с гитарой и пою ему. На сегодняшний день у «Любовных историй» имеется уже около десятка песен, где или музыка или слова мои. И если раньше многие песни я редактировал, не вписывая себя в соавторы, то после работы с «Universal», понял, что мне отныне как-то надо страховать свою работу, потому что кто его знает, что будет завтра.

-         Как появились «Любовные истории»?

-         Я устроил кастинг, в результате отобрал девчонок.

-         Наблюдая за вами на репетиции, я обратил внимание, что вы часто ругаете девчонок, материтесь. Зачем? Ведь они еще такие молодые.

-         Я не знаю, что такое мат. Если в русском языке есть какие-то слова, почему их нельзя употреблять?

-         Можно, но это нехорошо. В данном случае по воспитательным причинам.

-         А судьи кто?! У меня свои методы работы с девочками. Иногда шок, в который вводит их моя резкость, именно то, что мне в данный момент необходимо. Хотя девушку порой надо и приласкать, и подставить свое плечо, чтобы она на нем поплакала. Это очень сложная и гибкая система работы, потому что девичья натура более тонкая, сложная и красивая, чем мужская.

-         А их родителей ваше поведение не шокирует?

-         Да меня это абсолютно не интересует! В каждом монастыре свой устав. Хотя со мной разные люди неоднократно пытались выяснять отношения: «Почему вы себя так ведете?!» Но я эти разговоры всегда пресекаю. Я говорю: «Здесь будет так, как я решил». Кстати, в нерабочее время я с ними общаюсь корректно и достаточно тесно.

-         Вплоть до панибратских отношений?

-         У нас полный фашизм на работе и полная демократия вне ее. С коллективом Алсу было так: я тиран, и до концерта хожу и рычу на всех абсолютно без повода. Я их загоняю в такое состояние, чтобы они выскакивали на сцену как пробка из-под шампанского и с горящими глазами! А после концерта вне зависимости от иерархического положения в коллективе все, включая наших техников, садимся за один стол, вместе пьем и едим. Спиртное разрешено: пей сколько хочешь, но если увижу пьяным – пеняй на себя! Кто напьется и потеряет человеческое лицо, потом будет иметь бледный вид. У меня не забалуешь! Дисциплина всегда на высочайшем уровне, благо всегда наш коллектив этим славился. В работе я диктатор. Именно диктатор, а не тиран.

-         То есть, возражений не терпите?

-         Они изначально недопустимы. Разрешено высказывать мнение только мне наедине. Если кто-то с чем-то не согласен, он может в любое время суток прийти ко мне и сказать: «Валера, я не согласен вот с этим, и с этим». Я это восприму нормально, и может оказаться, что я действительно не прав. Все это для того, чтобы не было брожения в тонких творческих умах, потому что все должны быть уверены, что мы идем правильным путем. А когда друзья, подруги, мамы, папы высказывают собственные мнения, в мозгах коллектива начинается такая чехарда! То, чем мы занимаемся – театр, а все театры только тогда успешны, когда их главный режиссер диктатор. И исключений не бывает.

-         Насколько важно для проекта то мощное финансирование, которое было у Алсу, и которого, как я понял, нет у «Любовных историй»?

-         Деньги не первопричина успеха. Первопричина всегда в другом: в таланте исполнителя и удачной работе продюсера. Но без денег, естественно, очень тяжело. Такого финансирования, как раньше, у нас сейчас нет. Если раньше у меня с родителями Алсу финансирование было пятьдесят на пятьдесят, то сейчас только за счет нас самих.

-         А вы ищете это финансирование?

-         Нет, я не умею ходить с протянутой рукой.

-         А ваши друзья вам не предлагали?

-         Никто мне в этой жизни никогда не предлагал денег. Конечно, если бы появились меценаты, я был бы этому рад, но ходить и просить деньги я не умею.

-         Работая с Алсу, вы частенько в прессе крепко ругали премию «Овация». Отдаете ли вы себе отчет, что сейчас «Любовные истории», какими бы хорошими они ни были, эту премию не получат никогда?

-         В моей жизни были и взлеты и падения. Я был в долгах, как в шелках, и мог себе позволить просто куда-нибудь поехать и прогулять миллион долларов. При этом я всегда оставался тем, кем вы меня знаете. Я – максималист, и считаю, что у меня ничего общего не может быть с людьми, которые торгуют премиями. В первый год, кода они с нас потребовали деньги, Алсу я туда не пустил, а их самих просто послал! Когда Алсу стала популярной настолько, что нас проигнорировать было невозможно, и нам эту премию уже предлагали бесплатно, все равно ее туда не пустил. Я тогда у них поинтересовался: «А другим платно?» «Да, платно», - ответили они. Пока они этой премией торгуют, ни моей ноги там не будет, ни ноги моих артистов! Если они перестроятся и сделают реальную оценочную систему, и премия не будет покупаться, тогда я приду на любую церемонию, как бы она ни называлась: «Овация», «Кастрация»…

-         Примерно год назад вы были официально представлены как продюсер группы «Белорусские Песняры». Для вас это была разовая акция?

-         Да, поскольку я с большим пиететом отношусь к тому, что ребята делают. Это кумиры моего детства. И когда они обратились ко мне с просьбой помочь спродюсировать их сольное выступление в Москве, я, естественно, откликнулся на это, не раздумывая. Им сделали сольник, «подкрутили» их на радио и в прессе. В общем, я предоставил им полный пакет даже не продюсерских, а менеджментских услуг. Потому что было бы просто абсурдно быть продюсером уже состоявшегося артиста.

-         В титрах художественного фильма про наш шоу-бизнес «Ландыш серебристый» вы значитесь как сопродюсер. Для вас это также разовая акция?

-         Да. Режиссер Тигран Кеосаян предложил мне попробовать себя в роли киношного продюсера.

-         А вы не говорили Тиграну, что сюжет фильма неправдоподобный. В жизни же такого не бывает.

-         В комедии может иметь место элемент фарса. Когда я прочитал сценарий, я не увидел там ничего такого, что бы меня подломало. «Ирония судьбы» - это такая же красивая сказка. Вы можете себе представить, чтобы люди прямо из бани в самолет посадили не того человека, и он приехал в Ленинград, а там такой же дом и такая же квартира?

-         Расскажите немного о вашей семье.

-         Сын Николай в этом году стал студентом МГУ. Поступал на социологический факультет без блата и без денег. Он учится на топ-менеджера. Учится хорошо, и мне за него не стыдно. Очень вменяемый парень и совершенно на меня не похож в плане поведения.

-         Матом не ругается?

-         Матом не ругается, водку не пьет.

-         А вы пьете?

-         А я так люблю водку!

-         Странно, я вас ни разу пьяным не видел.

-         Потому что культура пития это очень важный момент в жизни человека. Не тот человек некультурный, кто позволяет себе показывать «широкое» знание русского языка, а тот, кто имеет ограниченный запас слов, напивается и не умеет себя вести. А я гурман, люблю вкусно поесть и выпить. Я вообще люблю, когда все красиво… Да, о сыне. И в компьютерах он просто бог! А также Коля в совершенстве владеет английским языком, которым я не владею вообще.

-         Так, ну а ваша супруга? Петь не пытается?

-         Нет. Она делает то, что достойно в жизни огромнейшего уважения: она глава нашей семьи.

-         Как??? Не вы, а она?

-         Она.

-         Знаю, что ваша фирма «Мегаполь» это рекламное агентство. А что вы рекламируете?

-         Все подряд, что пожелают клиенты.

-         А шоу-бизнес для вас это побочное дело?

-         Это мое хобби. Потому что он, к сожалению, в нашей стране денег не приносит. Все уходит пиратам. А сторонником чеса артистов я никогда не был, потому что в этом случае люди просто превращаются в какой-то ужас! Считаю чес издевательством над артистами. И надеюсь-таки дожить до тех времен, когда наш труд будет достойно оценен и надежно защищен законодательной базой и исполнительной властью.

-         Возвращаясь к вашему КВНовскому прошлому. Я всегда считал, что вы в себе похоронили замечательного шоумена. Не жалеете об этом?

-         А почему он во мне умер? Я нередко веду частные вечеринки. Например, свадьбы близких друзей.

-         Ну а чтобы для более широкой публики?

-         А для этого я уже должен менять свою профессию. Мне было несколько предложений вести программы на телевидении, но ни одного из них интересного для меня лично пока не было.

-         А что вам было бы интересно?

-         Вести не бездумные, бездарные и какие-то фарсовые программы, а серьезные аналитические, а может и какие-то юмористические передачи. Еще я, возможно, снялся бы в каком-нибудь фильме, но опять же, если роль была бы мне интересна.

-         Ваш друг Кеосаян вам не предлагал?

-         Как ни странно, нет. Наверное, оттого, что я снялся в клипе Байкова «Воскресный папа», который снимал Тигран. Видимо я сыграл там настолько бездарно! Но слава Эльдара Рязанова мне все же не дает покоя. Недавно я снялся в эпизодической роли дворника в клипе «Любовных историй», режиссером которого был тоже я. Когда люди видят на экране мою рожу, они так смеются! И меня это сильно радует. Значит, все-таки актер я не бездарный.

 

Николай ФАНДЕЕВ

(с) 2003, журнал «Хит-парад»

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА