ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

МАШИНА ВРЕМЕНИ, "Time Machine", Sintez Records, 2007

Это тот самый диск  "Машины времени", который был записан в знаменитой лондонской студии "Abbey Road" и про который так сильно раструбила пиар-служба группы.

Альбом аранжирован, исполнен и сведен на высочайшем уровне. Странно, если бы было обратное, ведь по признанию самой группы на запись в самой престижной студии мира было израсходовано более $300 000 (спасибо "Российским железным дорогам"  за то, что в трудную годину поддержали финансами г-на Макаревича и Ко). С одной стороны, так богато - с фирменным звуком, шикарными струнными и вкусными духовыми, "Машина" доселе не звучала никогда. С другой - саунд и аранжировки, как известно, являются всего лишь оболочкой, в которую завернуты песни. И сколь ни укутывай сантехника-алкоголика Василия в дорогую шубу, он все равно останется алкоголиком Васей...

В конце 70-х и начале 80-х, когда группу официально никуда не пускали, их песни создавались в случайных, зачастую любительских подпольных студиях буквально на коленке и наспех.  А те самые полупрофессиональные фонограммы доходили до нас в еще более скверном звучании из-за многократной перезаписи на магнитофонах. Тем не менее, тогда все без исключения песни "Машины времени" становились поистине народными хитами.

А потом наступила перестройка. "Машину" разрешили на пластинках, пустили на радио и телевидение, у группы появилась возможность записываться в приличном качестве. Но произошло ровно то, что предсказывал сам Макаревич в одной из своих доперестроечных песен: "Открытый путь страшнее был, чем лютый враг".

Одновременно с успешным в финансовом отношении пожинанием плодов результатов старого (доперестроечного) творчества, Макаревич начал заниматься делами, вообще не свойственными для рок-музыканта. В течение десятка лет он жарил на телевидении курицу, вместе со своими не менее удачливыми коллегами по шоу-бизнесу увлекся путешествиями по миру, стал известным дайвером, занялся бизнесом по выпуску именной водки, и т. д. И хотя про музыку он тоже не забывал - группа продолжала выпускать альбомы регулярно, - за последние десять лет "Машине времени" удалось создать всего два хита - "Он был старше ее" и "Однажды мир прогнется под нас" (оба 1997). Увы, вконец обуржуазившемуся рокеру,  продолжающему до сих пор воспевать социально-политические проблемы, люди, похоже, просто перестали верить...

-

Вернемся же непосредственно к диску.

1. "Полный контакт". Открывает альбом рок-композиция с напряженно-пульсирующим ритмом, в которой поется о том, какая дерьмовая у всех нас жизнь. К теме доверия к социальным текстам Макаревича мы еще вернемся.

2. "Улетай". Среднетемповой поп-рок-мейнстрим, традиционный для "Машины времени". Явная попытка слепить "За тех, кто в море - 2". Но в отличие от прототипа, в "Улетай" доминирует менее выгодный мажорный лад и отсутствует хит-крючок.

3. "Старый самолет". Отвязная с интересными "дудками" и перкуссией композиция. Вокал Евгения Маргулиса. Одна из самых ярких и хитовых вещей на диске. Правда, подозрительно сильно смахивает на "Money For Nothing" группы "Dire Straits".

4. "То, чего больше нет". Необычайно красивая по мелодии, но излишне пессимистичная по тексту. Некая личная история Макаревича о старом музыканте, уходящем в мир иной. Вещь реально сильна в эмоциональном плане, однако такие песни категорически нельзя прослушивать большой аудиторией. Только в камерной обстановке, а желательно и вовсе в одиночку. Интересно отметить, что остальные музыканты "Машины времени" вообще не знают, о каком именно музыканте эта песня.

5. "Слива". Музыка Андрея Державина, вокал Евгения Маргулиса. Необычная по звуку и исполнению вещь. Звучащий сквозь всю песню ситар сильно грузит, добавляя песне депрессивности. Что же касается текста, Макаревич явно перешел на штампованное сочинительство. Сравните, например, фразы: "но момент настал, я на вершине встал и посмотрел вокруг" (из "Сливы") и "но час настал, я взрослым стал, и тут увидел я" (из "Это было так давно!", 1978). "Слива" - явно лишний трек в альбоме.

6. "Пой". Традиционная для группы медленная песня. Красивая по мелодии, но текст снова социально-проблемный, и в нем, сдается нам, много лукавства. Судите сами: от лица Макаревича повествуется история об искреннем молодом музыканте, которому сегодня невероятно трудно донести свое творчество до народа. Но возникают резонные вопросы. Почему о проблемах "маленького мальчика, незатоптанного строем", Андрей Вадимович сочиняет шестиминутные песни и едет записывать их в заморские суперстудии, вместо того, чтобы просто напрямую сказать об этом нашему президенту, советником которого по культуре Макаревич, между прочим, является? Или почему Андрей не предъявляет претензий насчет огромного количества выструганных "новых "фанерных" героев из отделочного листа" главному фанерному стругальщику - своему лепшему другу Константину Эрнсту, с которым он еженедельно якшается на КВНах?

7. "Ночь за твоим окном". Песня, целиком спетая Кутиковым. Увы, ресторанные интонации а ля Григорий Лепс для "Машины времени" вообще не неуместны. Второй явно лишний трек в альбоме. Хотя, если под водочку производства Макаревича, то почему нет?

8. "Простите". Медленная композиция группы. Судя по настроению, перед ее записью Макар явно обслушался сольного Роджера Уотерса.

9. "Новая весна тебя убьет". Красивая медленная песня с вокалом Евгения Маргулиса. Бесспорно удачная вещь.

10. "Кил-Бил". Инструментальному вступлению позавидует любое варьете! Сама же песня - в чистом виде кабак, который из Макаревича в течение всего его творчества периодически выпирает - от "Синей птицы" и "Вагонных споров" до сольного ресторанного творчества с "Оркестром Креольского танго". Верхом же пошлости и безвкусия Макара стали матерные частушки с Пельшем (слушать ЗДЕСЬ - интересно, как сей "шедевр" сочетается с работой Андрея Вадимовича в Президентском Совете по культуре?) Как материал песня "Кил-Бил" неплоха, но абсолютно неподходящая для исполнения "Машиной времени". А вот кабаре-дуэту "Академия" подошла бы идеально. Третья явно лишняя вещь в альбоме. 

11. "Небо напомнит". Легкомысленная песенка Макаревича без шляг-фразы. Выполненная в духе "Lay Down Sally" Эрика Клэптона и "Walk On Life" все тех же "Dire Straits".

12. "Ангел". Проходной медляк Евгения Маргулиса.

13. "Корабли". Красивейшая без изъянов композиция с великолепным соло на трубе. Одна из лучших вещей на диске.

-

Напоследок, отметим, что продюсером альбома "Time Machine" является Хэмиш Стюарт (Hamish Stuart) - музыкант, известный прежде всего по работе с Полом Маккартни в конце 80-х - начале 90-х. Но несмотря на то, что в прессе его называют известным английским продюсером, оказалось, что на самом деле он таковым вовсе не является (из мало-мальски засвеченных артистов г-н Стюарт спродюсировал в 1986-м лишь несколько песен не очень известного чернокожего певца Джеффри Осборна  - и всё). В общем, непонятно, для кого эта сказочка была придумана: то ли для нас с вами, то ли для щедрых железнодорожных спонсоров.

 

Оценка  (0 - 5): ***

 

Николай Фандеев

(с) 2007